Экспертов по российской экономике не осталось ни в России, ни за рубежом. Люди уже боятся давать прогнозы, ибо политика Минфина и Центробанка непредсказуема. Но мы всё-таки попробуем...
Прогноз объединённых анонимов
«Известия» опубликовали консенсус-прогноз аналитиков крупнейших банков относительно курса рубля к доллару под новогоднюю ёлку. Как ни крути, но валютный курс до сих пор очень важен для экономики почти любого домохозяйства в России.
В отличие от многих аналогичных материалов этот текст должен был быть основан на оценках действительно известных людей, не прячущихся за анонимностью, поэтому заслуживал особого внимания. Однако в реальности «Известия» даже не потрудились перечислить всех привлечённых аналитиков: в тексте упомянуты лишь пять фамилий.
Главная цифра – 70,1 руб. за доллар. Именно таков средний показатель – сумма курсов, делённая на 9, число прогнозистов. Максимальный прогноз – 77 рублей за доллар у Дениса Попова из ПСБ, минимальный не указан, но видимо, это 65 рублей от Михаила Васильева из Совкомбанка. Остальные упомянутые эксперты называли лишь интервал – «65-70», «не выше 70». В существование четырёх не упомянутых остаётся только верить на слово. Не исключено, что их приплели для красного словца. Второй вариант – что люди всё-таки попросили не делать их прогноз публичным. И когда об этом просит почти половина экспертов, становится понятно, что на самом деле никто ничего не знает.
Неудивительно – покажите эксперта, который в конце февраля 2022 года прогнозировал резкое укрепление рубля уже в ближайшие месяцы, причём, что важно, на фоне затянувшейся спецоперации и ужесточающихся санкций! Непредсказуемость России делает в значительной степени бессмысленной саму профессию публичного эксперта по её политике: нет ни одного известного человека, который дал бы больше точных прогнозов, чем ошибочных (мы не говорим, конечно, о прогнозах в стиле «Всё будет плохо» или «Всё будет хорошо» – с ними затруднительно спорить). И дабы не оставлять в сети след сплошных ошибок, люди предпочитают молчать или отвечать на условиях строгой анонимности.
Логика, которой нет
На момент написания статьи официальный курс Центробанка составляет 57,39 руб. за доллар, биржевой – 57,41. Мы помним, что этот курс носит искусственный характер, возможность его применения сильно ограничена, а в реальных обменных пунктах можно купить валюту примерно по 65 рублей за доллар. Что тоже ниже, чем на момент начала спецоперации на Украине. Напомним, ещё два года назад, на рубеже июня-июля 2020 года, стоимость доллара преодолела 70 рублей и находилась выше до мая 2022 года.
Чисто экономической логики в укреплении рубля мало. Да, нефть сейчас дорогая, но Россия продаёт энергоносители с существенными скидками. Да, страна почти самодостаточна по ресурсам, но при этом Центробанк констатирует дефицит металла (или рост цен на него, что в условиях рынка обычно идёт рука об руку) – в стране намерены вернуться к бумажным 5- и 10-рублёвкам. Да, торговое сальдо России стало до неприличия положительным, но только потому, что страны «первого мира» больше ничего нам не продают – и от этого спрос на евро и доллары снижается. Более того, всесильные, как казалось, сырьевые экспортёры, прямо заинтересованные в низком курсе национальной валюты, не смогли повлиять на решение Центробанка держать сильный рубль.
Народ и консервы
У этого решения есть ровно две причины.
Первая – экспроприационная. Установив для экспортёров обязанность сдавать 80% валютной выручки, ЦБ, естественно, стал заинтересован в том, чтобы отдавать за эту валюту как можно меньше рублей. Впоследствии норма снизилась до 50% (иначе просто убили бы несырьевой экспорт), но всё равно это существенные деньги – жаль, что объём экспорта более не публикуется из соображений секретности. Представьте, что некто обязан вам ежемесячно продавать десять ящиков консервов, а цену на них вы устанавливаете сами – станете ли завышать консервный курс? Едва ли.
Вторая – психологическая. Блицкрига на Украине не случилось, часть занятых территорий пришлось уступить, чтобы сконцентрироваться на Донбассе и юго-восточном коридоре в Крым, поэтому первоначальный энтузиазм населения стал гаснуть под давлением тревожных ожиданий. Плюс беспрецедентный даже по меркам зимы 2014-15 годов рост потребительских цен. На этом фоне очень важно поддерживать экономический оптимизм хоть по какому-то параметру, причём понятному для всех, в отличие от ключевой ставки и биржевых индексов. Указывая рубль среди самых надёжных валют мира последних месяцев, руководство России оказывает нужное воздействие на электорат, транслирует мысль о том, что на самом деле всё под контролем.
Узбекский фактор
Оптимизм, кстати, нужен не только по электоральным, но и по чисто финансовым причинам. Для поддержания валютного курса Центробанк рассчитывает в том числе и на средства граждан – он насчитал у них на руках эквивалент 85 млрд долларов и пообещал сделать всё, чтобы эти деньги не покинули страну.
Статистика, правда, жестока – только в апреле-мае установлен исторический рекорд по переводу денег в Армению, Грузию, Казахстан, Киргизию (все четыре сложно назвать дружественными для России) и более лояльный Узбекистан. Суммарно выведено 1,2 млрд долларов. Такими темпами запасы россиян перекочуют в другие страны за 12 лет, но сейчас правила трансграничных переводов смягчены, так что какое-то время вполне можно ждать увеличения оттока. Тут смешались и транши от многонациональных специалистов, и вывод личных средств в относительно безопасные юрисдикции, и бегство бизнеса от санкционных ограничений.
Прямо во время написания этой статьи вполне лояльный власти коллега из другого издания спросил автора, как безопаснее всего открыть счёт в Узбекистане и вывести туда часть накоплений. Ещё год назад идея вывода денег из России в Узбекистан для их сохранения просто не могла никому прийти в голову – это, опять же, о качестве работы прогнозистов.
Богаче люди – слабее рубль
Исходя из вполне логичного прогноза о долгом сохранении санкций и существенном сокращении импорта, можно сделать парадоксальный вывод. Спрос на валюту в России смещается с юридических лиц на физические – недоверие к рублю у нашего человека в крови, даже если он ни разу не был за границей. Но этот спрос ограничивается весьма скромными доходами населения – более половины вообще ни во что не инвестируют за отсутствием такой возможности. И, следовательно, чем выше будет уровень жизни в нашей стране (снижается с 2013 года, исключая +0,1% в 2019-м после статистической реформы и +3,1% в 2021-м после просадки в ковидном 2020-м), тем больше будет спрос на иностранную валюту и, как следствие, тем ниже курс валюты национальной.
А следовательно – поскольку накопления, несмотря на все усилия экономических властей, у населения всё ещё присутствуют, – можно сделать ещё один прогноз. Если Центробанк России действительно разрешит свободный обмен валюты с 9 сентября (во что совершенно не верится), спрос на евро и доллары обещает быть очень высоким. И рыночный курс, если, опять же, ему разрешат вернуться на место декларативного, покажет к Новому году не менее 80 рублей за доллар.
Увы, в этом прогнозе слишком много допущений, а Россия, как мы помним, любит непредсказуемость…