Больше половины взрослого населения России в своем прошлом имели опыт обжалования покупки или неудачного денежного перевода, при этом 24% из них столкнулись с этим в последний год.
Эти данные являются результатом исследования, проведенного совместно аналитическим проектом Tinkoff Data и общественной организацией защиты прав потребителей под названием "Общественная потребительская инициатива" (ОПИ).
Согласно аналитикам, ежегодно респонденты упускают приблизительно 78 млрд рублей за некачественные покупки и прочие платежные операции, поскольку они не обжалуют эти транзакции. 17% опрошенных женщин не знают, к кому обращаться за помощью в спорных вопросах. В то же время 40% мужчин не стремятся вернуть свои средства, ведь они уверены, что были виновны в случившемся и не готовы осуществлять спор по этому поводу.
При этом около 80% тех, кто предпринимал попытку оспорить операции, заявили, что смогли отыграть средства за совершенные покупки и переводы. Наиболее успешно такие вопросы решаются представителями возрастной группы от 35 до 44 лет: 82% опрошенных данной категории утверждают, что в конфликтной ситуации им удавалось добиться возмещения затрат.
Об опции отмены операций через банковские учреждения осведомлены всего 16% респондентов. Так 90% клиентов банка "Тинькофф", которые оспаривали платежи, в 2023 году отстояли свои интересы и вернули средства за неуспешные закупки и другие транзакции. Средняя сумма возвращаемой операции составила 10 500 рублей.
Величина потерь также играет роль в готовности оспаривать неудачные покупки. Большая часть опрошенных выразила готовность обращаться с жалобами при условии, что стоимость товаров или услуг превышает 5000 рублей. В полицию с заявлением об утраченных средствах они зачастую обращаются в случае, когда необходимо вернуть сумму, варьирующуюся от 1000 до 10 000 рублей.