В Госдуму 20 сентября внесли законопроект об обязательном горячем питании для школьников младших классов.
Авторами инициативы стали Председатель палаты Вячеслав Володин, спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко, а также лидеры всех парламентских фракций.
Предлагаемый документ определяет критерии качественного питания школьников. В нем прописано понятие «здоровое питание», его основные принципы, «конкретизируются особенности качественного, безопасного питания учащихся младших классов», рассказал Володин (цитирует «Парламентская газета»).
Он подчеркнул, что для государства является приоритетом забота о здоровье детей, залогом которого является сбалансированное, разнообразное питание. Именно поэтому в законопроекте в первую очередь закреплено обязательство организовать в образовательных учреждениях горячее питание школьников.
В заключение Володин добавил, что инициатива уже поддержана президентом и правительством РФ.
Поправки, предусмотренные в законопроекте, коснутся закона «О качестве и безопасности пищевых продуктов» и статьи 37 закона «Об образовании в РФ», регулирующей вопросы качества пищевой продукции в школах.
Минпросвещения полгода «выискивает лучшие практики» питания в школах
8 мая 2019 года стало известно, что Минпросвещения начало работу по переводу всех школ в России на единую систему горячего питания. Точно неизвестно, с чем было связана активизация деятельности министерства в этом направлении. Примерно с декабря 2018 года в Москве и Подмосковье прокатилась волна отравлений в детских садах и школах. Случаи отравлений фиксировались вплоть до весны 2019-го. В этой связи в школах осуществлялись дополнительные проверки. Проверки нагрянули и к поставщикам продуктов питания.
В Минпросвещения же планы поменять систему питания в школах напрямую со скандалами не увязывали. В интервью РБК пресс-служба ведомства тогда сообщила, что в 2017–2018 годах министерство провело мониторинг организации питания в школах. Результаты показали, что одноразовым питанием в России обеспечены 63,8% школьников, двухразовым – только 25,7%. Кроме того, горячее питание зачастую подменяется буфетной едой – бутербродами, выпечкой.
В мае министерство организовало конкурс для «формирования единой концепции модели системы организации горячего питания» школьников. Победитель конкурса должен к ноябрю 2019 года проанализировать российское законодательство по части регулирования питания в школах, ознакомиться с лучшими практиками организации питания в разных регионах и провести конкурс лучших проектов по реформированию системы. Стоимость контракта составила 7 млн рублей.
Предварительно, в Минпросвещения заявили, что основными причинами низкого охвата горячим питанием является отсутствие соответствующих региональных программ, низкое материально-техническое обеспечение школьных пищеблоков, отсутствие достаточных площадей для организации регулярного горячего питания. Также, отсутствует система организации специализированного питания детей с заболеваниями, например, сахарным диабетом.
На каком этапе сейчас работа Минпросвещения, неизвестно. 19 сентября пресс-служба ведомства сочла необходимым ответить на материал газеты «Известия», где говорится, что в каждой второй российской школе детей кормят с нарушениями.
Минпросвещения на это ответило: «Обеспечение качественного питания в школах – прямая задача каждого региона. Министерство проводит мониторинг регионов для выявления лучших практик». Данные мониторинга ведомство рассчитывает получить уже «к концу года», и уже на их основе совершенствовать систему горячего питания.
Таким образом получается, что предложенный Володиным и Матвиенко законопроект можно расценивать как фальстарт, который в перспективе либо обеспечит правовую поддержку планам Минпросвещения, либо войдет с ними в конфликт.