«Коммерсант» до публикации отчета МАК выяснил, почему разбился Як-42 с хоккейным «Локомотивом» под Ярославлем. По данным газеты, причиной аварии будут названы ошибочные действия при взлете командира экипажа Андрея Соломенцева.
Как было установлено расследованием, на разгоне он непроизвольно притормозил самолет, поставив ступни на педали, а когда стал тянуть на себя штурвал, пытаясь оторвать тяжелую машину от земли, и вовсе уперся в них ногами что было силы, пишет издание.
Роковая ошибка была сделана еще до взлета, отмечают журналисты, когда второй пилот Игорь Жевелов спросил у командира про скорость принятия решения. «Сто девяносто», – ответил ему командир.
Эксперты полагают, что именно с этого момента и начала развиваться трагедия. Дело в том, что лайнер с хоккейной командой вылетал из Ярославля, будучи загруженным почти под завязку: с учетом 14 тонн топлива и почти 2 тонн хоккейной амуниции на борту его масса составляла 54 тонны (предельная взлетная масса Як-42Д составляет 56 тонн). Если бы пилоты рассчитали скорость отрыва передней стойки Як-42Д при такой массе, они получили бы значение 210 км/ч.
Уже отправившись в разбег, один из пилотов, как установили эксперты, чуть отодвинул штурвал от себя вместо того, чтобы держать его в нейтральном положении. Это обстоятельство не было критичным, однако прижатые к бетонке передние колеса вдруг начали вибрировать из-за мелких неровностей бетонки и подразбитых амортизационных стоек переднего шасси.
Тряска спровоцировала управлявшего машиной командира начать взлет еще раньше, на скорости 185 км/час, после чего он и получил вполне предсказуемый результат – колеса от земли не оторвались.
«По сути, у экипажа в тот момент оставался единственный выход – прекратить взлет и начать экстренное торможение. Однако летчики, как полагают эксперты, прекрасно понимали, что такое решение предполагает возможный срыв первого матча на первенство КХЛ, на который летел ярославский «Локомотив» в Минск, штрафные санкции к «Як Сервису» со стороны руководства команды, а вслед за этим неминуемый «разбор полетов» внутри компании. И это все лишь в случае успешного торможения в пределах полосы. Так называемое выкатывание за ее пределы с разрушением машины, которое было вполне вероятно на скорости 185 км/ч, могло иметь и вовсе трагические последствия», – пишет «Коммерсант».
Пытаясь оторвать передние колеса от земли, командир самолета взял штурвал на себя. При этом на штурвале командира, как установили эксперты, возникло усилие в несколько десятков килограммов. «С ростом скорости увеличилось давление встречного потока на отклоненный руль высоты, а соответственно, удерживать штурвал командиру стало еще труднее. Игорь Жевелов оторвал машину от земли, только потянув за штурвал с усилием 64 кг. Чтобы обеспечить такое усилие на руках, пилоту пришлось уже не слегка, как на разбеге, а что есть мочи давить ногами на тормозные педали», – отмечает издание. «Как только пикирующий момент от тормозов пропал, машина с задранным рулем высоты круто подняла нос, потеряла скорость и свалилась на левое крыло», – завершает «Коммерсант» хронологию взлета.
29 октября стало известно, что эксплуатация самолетов Як-42 приостановлена по требованию Генпрокуратуры.
Самолет Як-42, на борту которого находились хоккеисты ярославского «Локомотива», упал в районе населенного пункта Туношна под Ярославлем 7 сентября, в 2,5 километрах северо-западнее аэропорта. По данным МЧС, на борту было 45 человек – 37 пассажиров и восемь членов экипажа. Спаслись только двое – хоккеист Александр Галимов и бортинженер Александр Сизов. Спортсмен, получивший ожоги 90% тела, был доставлен в ожоговое отделение Института хирургии имени Вишневского, где скончался 12 сентября. По словам врачей, травмы оказались настолько тяжелыми, что надежды на спасение практически не было.