Ошибка экипажа стала причиной катастрофы Як-42 с хоккейным «Локомотивом»
Как было установлено расследованием, на разгоне он непроизвольно притормозил самолет, поставив ступни на педали, а когда стал тянуть на себя штурвал, пытаясь оторвать тяжелую машину от земли, и вовсе уперся в них ногами что было силы, пишет издание.
Роковая ошибка была сделана еще до взлета, отмечают журналисты, когда второй пилот Игорь Жевелов спросил у командира про скорость принятия решения. «Сто девяносто», – ответил ему командир.
Эксперты полагают, что именно с этого момента и начала развиваться трагедия. Дело в том, что лайнер с хоккейной командой вылетал из Ярославля, будучи загруженным почти под завязку: с учетом 14 тонн топлива и почти 2 тонн хоккейной амуниции на борту его масса составляла 54 тонны (предельная взлетная масса Як-42Д составляет 56 тонн). Если бы пилоты рассчитали скорость отрыва передней стойки Як-42Д при такой массе, они получили бы значение 210 км/ч.
Уже отправившись в разбег, один из пилотов, как установили эксперты, чуть отодвинул штурвал от себя вместо того, чтобы держать его в нейтральном положении. Это обстоятельство не было критичным, однако прижатые к бетонке передние колеса вдруг начали вибрировать из-за мелких неровностей бетонки и подразбитых амортизационных стоек переднего шасси.
Тряска спровоцировала управлявшего машиной командира начать взлет еще раньше, на скорости 185 км/час, после чего он и получил вполне предсказуемый результат – колеса от земли не оторвались.
«По сути, у экипажа в тот момент оставался единственный выход – прекратить взлет и начать экстренное торможение. Однако летчики, как полагают эксперты, прекрасно понимали, что такое решение предполагает возможный срыв первого матча на первенство КХЛ, на который летел ярославский «Локомотив» в Минск, штрафные санкции к «Як Сервису» со стороны руководства команды, а вслед за этим неминуемый «разбор полетов» внутри компании. И это все лишь в случае успешного торможения в пределах полосы. Так называемое выкатывание за ее пределы с разрушением машины, которое было вполне вероятно на скорости 185 км/ч, могло иметь и вовсе трагические последствия», – пишет «Коммерсант».
Пытаясь оторвать передние колеса от земли, командир самолета взял штурвал на себя. При этом на штурвале командира, как установили эксперты, возникло усилие в несколько десятков килограммов. «С ростом скорости увеличилось давление встречного потока на отклоненный руль высоты, а соответственно, удерживать штурвал командиру стало еще труднее. Игорь Жевелов оторвал машину от земли, только потянув за штурвал с усилием 64 кг. Чтобы обеспечить такое усилие на руках, пилоту пришлось уже не слегка, как на разбеге, а что есть мочи давить ногами на тормозные педали», – отмечает издание. «Как только пикирующий момент от тормозов пропал, машина с задранным рулем высоты круто подняла нос, потеряла скорость и свалилась на левое крыло», – завершает «Коммерсант» хронологию взлета.
29 октября стало известно, что эксплуатация самолетов Як-42 приостановлена по требованию Генпрокуратуры.
Самолет Як-42, на борту которого находились хоккеисты ярославского «Локомотива», упал в районе населенного пункта Туношна под Ярославлем 7 сентября, в 2,5 километрах северо-западнее аэропорта. По данным МЧС, на борту было 45 человек – 37 пассажиров и восемь членов экипажа. Спаслись только двое – хоккеист Александр Галимов и бортинженер Александр Сизов. Спортсмен, получивший ожоги 90% тела, был доставлен в ожоговое отделение Института хирургии имени Вишневского, где скончался 12 сентября. По словам врачей, травмы оказались настолько тяжелыми, что надежды на спасение практически не было.