Amnesty International объяснила отказ Ходорковскому
Amnesty International отказалась признать Михаила Ходорковского и Платона Лебедева узником совести, потому что это понятие применимо только по отношению к тем лицам, которых лишили свободы исключительно за то, что они мирно воспользовались правом свободно выражать свое мнение.
Наличие политических мотивов в задержании того или иного лица не является достаточным основанием для того, чтобы Amnesty International признала его узником совести, хотя в общепринятом понимании такой человек, конечно, будет политзаключенным, пояснил позицию правозащитной организации в блоге на сайте радиостанции «Эхо Москвы» директор российского представительства Amnesty International Сергей Никитин.
Смысл такого различия заключается в том, что Amnesty International добивается немедленного и безусловного освобождения для узников совести – но не для тех заключенных, которых, возможно, на самом деле удерживают под стражей по политическим причинам, но которые, в то же время, нарушили законы, не противоречащие международным стандартам, пишет Никитин. Из этого определения следует, что Amnesty International признает человека узником совести лишь в том случае, если сможет с уверенностью заявить, что ни одно из предъявленных ему уголовных обвинений не является обоснованным.
Второй судебный процесс в отношении Ходорковского и Лебедева сопровождался многочисленными нарушениями процессуальных норм, в том числе неоднократным нарушением принципа равноправия сторон, считает директор российского представительства международной организации. По его мнению, эти и многие другие нарушения указывают на то, что в данном деле явно присутствуют политические мотивы, и что здесь не обошлось без вмешательства со стороны, затруднившего независимое отправление правосудия.
«На фоне подобных обстоятельств невозможно утверждать, что правосудие свершилось. В этой связи Amnesty International призвала Московский городской суд продемонстрировать приверженность принципу верховенства права и сохранению целостности и независимости российской судебной системы и отменить вынесенный в декабре 2010 года вердикт.
Тот факт, что Amnesty International не смогла сегодня назвать Ходорковского и Лебедева узниками совести не останавливает давно идущую работу, – члены организации во всем мире продолжат призывать российские власти соблюдать права Михаила Ходорковского и Платона Лебедева», – пишет Никитин.
Обращение в Amnesty International
14 марта президент фонда защиты гласности Алексей Симонов направил обращение в российский офис Amnesty International с просьбой признать Михаила Ходорковского узником совести. Под обращением стоят подписи 45 представителей общественности, среди которых есть имена Эльдара Рязанова, Лии Ахеджаковой, Олега Басилашвили, Владимира Познера, Леонида Парфенова, Бориса Акунина и другие.
«У нас нет сомнений в том, что первый процесс над Михаилом Ходорковским был инициирован властью нашей страны, в первую очередь, из-за его независимой политической позиции, убеждения в необходимости всячески препятствовать сворачиванию демократических институтов в Российской Федерации. Следствием этого явилась весьма значительная финансовая поддержка, которую он — в полном соответствии с законом, но вопреки желанию властей — оказывал оппозиционным политическим партиям», – говорится в обращении.
«Очевидная политическая мотивированность первого процесса давала все основания признать Михаила Ходорковского политическим заключенным. Причиной второго суда над ним с его абсурдными до комизма обвинениями явилась его публицистическая деятельность – интервью и статьи, написанные в заключении. Эти выступления содержат не только анализ порочного, с точки зрения Ходорковского, политического и экономического курса нынешнего руководства Российской Федерации, но и предложения по его изменению. Никакие тяготы тюремной жизни, грубейшие нарушения его прав в заключении не сломили этого человека», – пишут общественные деятели в фонд Amnesty International.