Встреча президентов США и России Барака Обамы и Дмитрия Медведева 20 ноября в Лиссабоне была «очень сердечной», хотя не все темы обсуждения были приятными, сообщил во время полета в Вашингтон представитель администрации Обамы, попросивший не называть его имени. Обама рассказал Медведеву о своей встрече с президентом Грузии Михаилом Саакашвили спустя два года после конфликта Грузии с Россией.
Обама сказал, что «саммит существует для разговора не только о сотрудничестве, но и о разногласиях», и что «это может помочь ослабить непонимание, которое может привести к нежелательным последствиям», говорится в переданном в РИА «Новости» отчете одного из корреспондентов пула американского президента. Именно из этих соображений, а также по той причине, что ему пришлось уйти с заседания Совета Россия – НАТО чуть раньше из-за встречи с афганским лидером Хамидом Карзаем, Обама и попросил организовать ему встречу в формате «один на один» с Медведевым.
«Президент Медведев уверен, что Обама постепенно добивается своего. У них была очень теплая беседа на эту тему», – сказал источник. «Они говорили где-то 15-20 минут. Повторяю, это не была двусторонняя встреча, она была неформальной и незапланированной. Но у двух лидеров сложились очень крепкие отношения», – сказал советник президента по вопросам национальной безопасности, курирующий вопросы стратегических коммуникаций, Бен Родс.
Российский лидер отметил, что расхождения остаются по оценке событий 2008 года. «Мы констатировали, что эта тема не должна превращаться в камень преткновения. Мы будем вести дискуссию по этому вопросу, мы хотели бы, чтобы эти дискуссии проходили продуктивно», – сказал Медведев. По его мнению, именно таким образом можно обеспечить мир на Кавказе и в Европе в целом.
«И мы готовы, чтобы эти дискуссии проходили притом, что мы остаемся при своих позициях, а страны НАТО – при своих», – отметил Медведев, добавив что в отношениях Россия – НАТО есть и другие вопросы.
Период охлаждений преодолен
Период охлаждения и претензий в отношениях России и НАТО завершился, заявил после саммита Россия – НАТО Дмитрий Медведев. «Мы с оптимизмом смотрим в будущее и стараемся развивать отношения между Россией и НАТО по всем направлениям», – сказал Медведев на пресс-конференции по окончании саммита. Президент отметил, что есть ключевые сферы сотрудничества сторон, которые важны и для России, и для альянса.
Он подчеркнул, что стороны «проделали большой путь от иллюзий, которые были в 1990-е годы к продуктивному сотрудничеству нынешнего десятилетия». Затем был период разночтений и охлаждения, отметил Медведев. «Сейчас мы находимся в периоде укрепления сотрудничества. Это важный этап в выстраивании продуктивных полнокровных и партнерских отношений», – подчеркнул президент России.
ПРО
«Появление средств противоракетной обороны способны изменить существующий баланс, а это явно не на пользу Европе и миру в целом», – сказал Медведев. По его словам, противоракетная оборона не должна разрушить существующий паритет. «Потому что по понятным причинам, если в результате противоракетной обороны ядерный баланс смещается в ту или иную сторону, что это повлечет? Повлечет гонку вооружений», – пояснил президент России.
Президент напомнил, что Россия очень жестко реагировала на идею создания третьего позиционного района ПРО США. «Надо отдать должное нынешней администрации США, страна нашла в себе мужество отказаться когда-то от идеи третьего позиционного района. Россия в ответ отказалась от размещения ракет в Калининградской области. Я считаю, что это резко разрядило обстановку и позволило говорить о ПРО не как об идее, которая направлена против отдельного государства или нескольких государств, а как о глобальной системе защиты от ракетных пусков», – сказал Медведев.
«И когда мы думаем об идее ПРО, мы должны сопоставлять, как повлияет европейская ПРО на наш ядерный потенциал. Наша позиция проста: если мы все вместе занимаемся противоракетной обороной, эта ПРО не должна разрушить существующий паритет», – сказал президент России.
Отношения Россия – НАТО и качество жизни россиян
Медведев указал и на экономическую составляющую создания оборонительных систем. «Мы ожидаем, что в результате этих отношений (России и НАТО) будут созданы условия для спокойного развития наших государств. Мы бы не хотели тратить деньги на гонку вооружений», – сказал президент. По его словам, стороны заинтересованы в том, чтобы оборонная стратегия была предсказуема.
«Если эти отношения будут предсказуемы, прозрачными, понятными для нас, если мы будем понимать, где мы сотрудничаем, а где мы вообще вместе занимаемся какими-то проблемами, типа европейской ПРО, нам проще будет выстраивать свою экономическую политику», – отметил Медведев. «Таким образом, отношения между Россией и НАТО сказываются на качестве жизни отдельного россиянина в конечном счете. Как, кстати, и на качестве жизни отдельного европейца», – добавил он.
Принцип равноправия
«Наше участие может быть только партнерское: никакого другого участия, что называется, для мебели, для вида, быть не может», – сказал Медведев. «Либо мы полноценно участвуем, обмениваемся информацией, отвечаем за решение тех или иных проблем, или же мы не участвуем вообще, но если мы не участвуем вообще, то, по понятным причинам, мы вынуждены будем защищаться», – сказал президент.
По словам Медведева, Россия сформулировала целую совокупность идей о том, как она может участвовать в европейской ПРО. «Это принципы равноправия, прозрачности, технологичности, ответственности за решения тех или иных задач», – сказал Медведев.
По словам президента, сами европейцы и государства НАТО пока еще не представляют, что из этого получится, как это все будет выглядеть, сколько это будет стоить, наконец. «Но в то же время все понимают, что в целом система противоракетной обороны она только тогда представляет ценность, когда является универсальной, а не является только одним из элементов, помогающих тем или иным странам, или распространяющейся только на отдельные театры военных действий», – сказал Медведев. «Мы договорились, что мы обязательно продолжим работу», – добавил он.
Афганистан
Дмитрий Медведев сомневается в возможности вывода войск коалиции из Афганистана в ближайшем будущем. «Террористическая угроза из Афганистана тоже велика, поэтому возможно ли это сделать в ближайшем будущем? Не знаю, у меня есть сомнения», – сказал президент.
Он добавил, что «эти решения останутся за теми, кто когда-то принимал решения о помощи Афганистану».
Итоги саммита
Россия и НАТО на саммите, который проходил в субботу в Лиссабоне, договорились о взаимном сотрудничестве по множеству вопросов. Генеральный секретарь НАТО Андерс фог Расмуссен заявил, что саммит стал «поворотным пунктом» в истории отношений РФ и НАТО и ознаменовал в них «свежий старт». Стороны договорились работать «на достижение партнерства, основанного на принципах взаимного доверия и предсказуемости, с целью способствовать созданию общего пространства мира, безопасности и стабильности в евроатлантическом регионе», говорится в итоговом заявлении по результатам саммита.
Россия и НАТО отныне будут совместно оценивать угрозы, касающиеся баллистических ракет. «Мы договорились обсуждать продолжение сотрудничества в области ПРО. Мы договорились о совместной оценке угроз со стороны баллистических ракет и о продолжении диалога в этой области», – отмечается в совместном заявлении.
Россия согласилась расширить рамки наземного транзита натовских грузов через свою территорию в Афганистан. Кроме того, сообщил Расмуссен, Россия согласилась распространить подготовку специалистов по борьбе с наркотиками на Пакистан. Для этого в Петербурге будет открыт второй центр подготовки наркополицейских. Первый, для афганцев, действует в подмосковном Домодедово.
Помимо прочего, Россия и НАТО договорились о расширении существующего сотрудничества по борьбе с морским пиратством. Теперь страны Совета будут проводить совместные учения и укреплять связи в борьбе с терроризмом. Об этом также говорится в совместном заявлении.
Одним из самых успешных в 61-летней истории НАТО назвал прошедший саммит Североатлантического альянса генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен. Одобренный лидерами 28 стран НАТО документ, стратегическая концепция НАТО, по выражению генсека, позволяет блоку «стать более эффективным, более вовлеченным и более рациональным, чем когда-либо».
В документе впервые заявляется, что альянс не представляет никакой угрозы для России и, напротив, стремится к достижению «подлинного стратегического партнерства».