Дрессированный иммунитет убивает опухоль
Медики выдрессировали иммунитет, заставив его убивать раковые клетки. Руководитель исследования рассказал Infox.ru, что обученные лимфоциты не только долго живут, но и дрессируют молодое поколение иммунных клеток.
Меланома – наиболее опасная разновидность рака кожи. Злокачественная опухоль развивается из пигментных клеток (меланоцитов), которыми просто усеяны покровы человека: на одном квадратном миллиметре кожи ветвится до двух тысяч окрашивающих клеток. Этими же древовидными клетками «напичканы» глаза, волосы, слизистая оболочка желудочно-кишечного тракта и дыхательных путей. Поэтому пострадать от меланомы может не только кожа. Но чаще всего это происходит именно с ней. Основной канцерогенный фактор – избыток ультрафиолетового облучения: солнце и солярий разрушают ДНК меланоцитов, которые, накопив мутации, становятся атипичными – раковыми.
Меланома метастазирует, отправляя раковые клетки с током лимфы и крови: дочки материнской опухоли появляются в самых неожиданных местах – печени, костях, легких и головном мозге. «Большинство пациентов с отдаленными метастазами умирают в течение года, еще пять лет назад мы не знали, как можно продлить им жизнь», -- поясняет корреспонденту Infox.ru руководитель «пилотного» клинического исследования Маркус Батлер (Marcus O. Butler). У одного из девяти пациентов, принявших участие в клиническом исследовании, полностью исчезли все опухолевые очаги; меланома других семи больных умерила темпы развития и распространения.
Приемный иммунитет
И ученые-фармакологи, и практикующие врачи используют, изучают и совершенствуют методики, с помощью которых можно управлять иммунитетом. В ход идут и клеточные препараты (солдаты иммунного войска), и отдельные химические соединения, которые «злят» иммунитет, заставляя клеточных воинов быть более агрессивными и напористыми.
Идея лечить пациентов силами самого организма зреет в головах медиков достаточно давно. В клинических исследованиях, экспериментах и лечебной практике медики не первый год пытаются уничтожать меланому родными (аутологичными) и гостевыми (аллогенными) иммунными клетками.
Например, ученые медики выцеживают из опухоли лимфоциты, которые атаковали ее и застряли (инфильтрировались), попали в плен: агрессивные Т-клетки хотели побороть болезнь, но не справились со своей задачей из-за численного превосходства раковых клеток. Или из-за собственной слабости, «миролюбивого характера» и толерантного отношения к чужим (атипичным, раковым) клеткам. Их-то и вылавливают, размножают (культивируют) и дрессируют (активизируют) ученые медики. После лабораторных учений – «курса молодого бойца» -- клетки снова попадают в кровь пациента.
Для лечения можно использовать и неродные (донорские, аллогенные) клетки. Но в организме работает очень много разновидностей иммунных воинов. Поэтому при трансплантации чужих лимфоцитов медикам приходится сначала обезвредить родной иммунитет пациента: «В таком случае у пациентов развиваются нежелательные, и даже угрожающие жизни побочные эффекты», -- объясняет корреспонденту Infox.ru Маркус Батлер.
Вот и получается, что эффективная и безопасная терапия, пока что только гипотетическая: в организме дохнут либо клетки-лекари, либо родной иммунитет.
Живучий иммунитет
Через несколько недель «противораковых уроков» ученые вернули обученные клетки в кровь пациентов. «Мы хотели выяснить, можно ли продлить жизнь противоракового иммунитета в системе in vivo, то есть в организме человека, -- объясняет корреспонденту Infox.ru Маркус Батлер. – Как мы и предполагали, обученные клетки были долгожителями – родной иммунитет не уничтожал «засланных казачков».
Ученые также показали, что эти клетки хранят и передают по наследству память о встрече с меланомой: они учат новое поколение лимфоцитов убивать атипичные клетки.
«Самое главное, что противораковые клетки могут жить долго. Надеемся, что у врачей все-таки появится эффективный и безопасный клеточный препарат. Или оптимальная комбинация клеточных и молекулярных препаратов для лечения безнадежных пациентов», -- резюмировал Маркус Батлер, обратив внимание, что через некоторое время в клинике продолжатся исследования.