Перед вторым чтением инициаторы законопроекта, расширяющего полномочия ФСБ, внесли в него поправки с учетом предложений правозащитников. В частности, отменена санкция за неявку на профилактическую беседу в ФСБ.
Авторы законопроекта, расширяющего полномочия ФСБ, внесли в него поправки с учетом замечаний правозащитников. Об этом на пресс-конференции в РИА «Новости» рассказал глава комитета ГД по безопасности Владимир Васильев.
Законопроект, внесенный в Госдуму в апреле этого года, предусматривает санкции за неповиновение сотруднику ФСБ и помехи исполнению им служебных обязанностей. Для физических лиц -- штраф в размере от 500 до 1 тыс. руб. или административный арест на срок до 15 суток, для должностных лиц -- от 1 тыс. до 3 тыс. руб., для юридических -- от 10 тыс. до 50 тыс. руб.
Новые поправки, в частности, отменяют санкции за неявку на профилактическую беседу в ФСБ, рассказал Васильев. По его словам, ранее в законопроекте предполагалось, что если человек, которого вызвали на профилактическую беседу в ФСБ и предостерегли, тем не менее не послушался предостережения, то к нему может быть применено административное воздействие.
На данном этапе рассмотрения законопроекта, по словам Васильева, санкции за неявку на беседу в ФСБ или невыполнение предостережения исключены. «Пусть будет хоть пять этих приглашений. Мы специально убрали санкцию за неявку. Пусть хоть пять их будет, хоть три -- это не рецидив. Вопрос в том, чтобы человек дальше не совершал действий, которые станут преступными, вот тогда ему наручники наденут сразу», -- пояснил глава комитета.
Предупреждения
По словам Васильева, гуманность профилактики состоит в том, чтобы предупредить человека, который близок к совершению преступления, и предостеречь. «А если уж он после этого, уже предупрежденный, все-таки совершает преступление, то тогда суд вправе посмотреть, проводилась ли с ним профилактика, и учесть это при вынесении приговора», -- пояснил Васильев.
Помимо этого из законопроекта исключено положение о вызове лица в органы безопасности для объявления официального предостережения. Кроме того, из текста изъят термин «специальная» профилактика, исключены положения о публикации текстов представлений и официальных предостережений в СМИ, определен порядок обжалования представлений и официальных предостережений.
«Как представляется, подготовленный ко второму чтению текст законопроекта в большей мере отвечает целям профилактики преступлений и позволяет обеспечить баланс между интересами личности и государственными интересами», -- резюмировал глава профильного комитета.
Ожидается, что депутаты рассмотрят доработанный документ во втором чтении 9 июля, в третьем -- 16 июля.
Госдума одобрила законопроект в первом чтении 11 июня. Его поддержали 313 единороссов, 91 депутат высказался против, один воздержался.
Опасения правозащитников
На практике законопроект будет работать следующим образом. Получив сигнал о том, что некий гражданин или организация совершают действия, «вызывающие возникновение причин и создающие условия для совершения преступлений», ФСБ проверяет его в течение десяти дней. В случае подтверждения информации выносит официальное предостережение и представление «об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности Российской Федерации».
О вынесении такого предупреждения адресат уведомляется письменно. Для большей убедительности «неблагонадежного» могут пригласить в органы и вручить документ лично в руки.
Авторы проекта уверяют, что новый закон необходим из-за усиления в стране активности радикальных организаций. Правозащитники считают, что основная цель закона -- усиление давления спецслужб на СМИ и оппозиции, в том числе «несогласных», в преддверии парламентских и президентских выборов.