Экс-глава РАО «ЕЭС России» выступил с заявлением, в котором просит оставить на свободе подсудимых по делу о покушении на его жизнь. В противном случае могут быть новые жертвы, опасается Анатолий Чубайс.
Анатолий Чубайс считает, что обвиняемый в покушении на его жизнь Владимир Квачков и его сообщники не должны сидеть в тюрьме. Экс-глава РАО ЕЭС опасается, что заключение полковника ГРУ в отставке «в тюрьму да еще на длительный срок может обернуться новой кровью, новыми выстрелами, новыми жертвами». Об этом говорится в заявлении Чубайса, распространенном сегодня на пресс-конференции в центральном офисе «Интерфакса».
«Судебный процесс вступает в завершающую фазу, вскоре присяжные вынесут свой вердикт. Заранее уважая их решение, каким бы оно ни было, хочу высказать свое мнение», -- поясняет Чубайс причины, побудившие его сделать заявление.
Он подчеркивает, что как никто другой заинтересован в установлении истины, поскольку стремится знать, «кто хотел, да и сейчас хочет» убить его. «Детальное знакомство со всеми материалами дела убеждает меня в несомненной виновности Квачкова и его подельников», -- отмечается в обращении.
По мнению чиновника, покушение не было обычным уголовным преступлением, в него стреляли «как в политического противника» «из-за радикального несогласия» с тем, что делает он и его единомышленники.
Враг народа
«За попытку убийства людей, неудавшуюся лишь по счастливому для нас стечению обстоятельств, Квачков и другие подсудимые, конечно, заслуживают сурового наказания, -- отмечает Чубайс. -- Но в нашей стране уже много раз бывало, что за справедливым приговором очередному борцу за народное счастье воодушевленные этим примером и руководимые чувством мести брались за оружие тысячи экзальтированных и не всегда здоровых людей, которые тоже присваивали себе право решать, кому жить, а кому умереть».
«Несмотря на очевидную виновность подсудимых, несмотря на их дикие взгляды и уголовное прошлое, я прошу суд во имя сохранения мира в стране при любом вердикте присяжных принять такое решение, чтобы с учетом отсиженного во время следствия и предыдущего процесса Квачков и его подельники остались на свободе», -- резюмирует экс-глава РАО ЕЭС.
Представитель Чубайса Леонид Гозман сравнил покушение с убийствами видных политических деятелей в России в ХIX-ХХ веках. «Они стреляли в Чубайса, потому что считают его врагом русского народа, как стреляли в Столыпина и Александра II», -- цитирует Гозмана РИА «Новости». Он назвал покушение на Чубайса «актом гражданской войны» и пояснил, что заявление бывшего главы РАО «ЕЭС России» направлено на недопущение новых актов насилия.
Покушение
Покушение на Чубайса было совершено 17 марта 2005 года на выезде из поселка Жаворонки Одинцовского района Московской области. На пути следования кортежа главы энергохолдинга сработало взрывное устройство, после чего машины были обстреляны. Чубайс не пострадал.
Первоначально по подозрению в преступлении были задержаны полковник ГРУ в отставке Владимир Квачков и двое бывших десантников Роберт Яшин и Александр Найденов. Позднее был задержан еще один подозреваемый -- Иван Миронов. Дело в отношении него выделили в отдельное производство.
По версии следствия, Яшин, Найденов, Квачков и Миронов заранее распределили роли и совершили покушение на убийство главы РАО ЕЭС на почве экстремистских взглядов и неприязни к нему.
«Во всем виноват Чубайс»
В июне 2008 года Мособлсуд оправдал Квачкова, Яшина и Найденова на основании вердикта присяжных. Присяжные признали доказанным факт покушения на Чубайса, но не сочли подсудимых причастными к преступлению.
Генпрокуратура подала кассационную жалобу в Верховный суд с просьбой о пересмотре дела, которая была удовлетворена в августе 2008 года. Суд отменил оправдательный приговор и направил дело на новое рассмотрение. Процесс проходит в Мособлсуде.
По мнению прокуратуры, в ходе процесса был допущен ряд нарушений УПК. В частности, представителей обвинения смутило то, что свидетели защиты «отвечали не по обстоятельствам дела, а характеризовали личности подсудимых, что недопустимо в суде с участием присяжных». Представитель Чубайса Андрей Шугаев подчеркивал, что «большинство присяжных не смогли до конца побороть в себе бытовое представление об Анатолии Чубайсе -- «во всем виноват Чубайс».