Принятие закона о борьбе с инсайдом не грозит манипуляторам тюрьмой: последняя версия документа вводит трехлетний мораторий на уголовное преследование инсайдеров. В этот период эффективность закона будет зависеть от активности ФСФР.
В пятницу Госдума во втором чтении рассмотрит законопроект «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком». В первом чтении документ был принят 17 апреля 2009 года. Второе чтение было запланировано на январь 2010 года, но переносилось. «Версия законопроекта, выносящаяся на второе чтение, -- это многосторонний компромисс», -- характеризует документ член комитета Госдумы по финансовому рынку Аркадий Свистунов.
Ко второму чтению подготовлено 69 поправок на двух листах, последние согласования в профильном комитете Госдумы документ прошел в среду. В частности, введен мораторий на уголовную ответственность за злоупотребление инсайдерской информацией. В течение трех лет чиновники и спекулянты, уличенные в манипулировании рынком, не будут привлекаться к уголовной ответственности. Трехлетний мораторийный период установлен для формирования правоприменительной практики. Административная ответственность (штрафы, лишение лицензий и приостановка деятельности) будет наступать с момента принятия закона. Для применения закона к инсайдерам контрольные органы должны будут доказать «умысел» в их действиях.
Центробанк и органы прокуратуры настаивали на ограниченном применении закона о борьбе с инсайдом к своим сотрудникам, вспоминает участник консультаций. «ЦБ утверждал, что законопроект обяжет его публиковать в открытом доступе документы, имеющие гриф «для служебного пользования». В частности, акты проверок коммерческих банков. Это не совсем так, 200-300-страничные документы не должны быть опубликованы. Требование публичного раскрытия информации будет касаться результатов этих проверок. Аналогичная ситуация с прокуратурой», -- говорит источник. По его данным, действие закона о борьбе с инсайдом будет распространяться на эти ведомства.
«В основном инсайд — это привилегия чиновников, -- говорил в интервью Infox.ru Анатолий Гавриленко, председатель наблюдательного совета группы компаний «Алор». -- Они все знают: куда какая компания будет развиваться, в какую компанию пойдут государственные деньги, и, соответственно, акции какой компании после этого будут расти. Поэтому я с восторгом наблюдаю заработки приближенных к чиновникам людей, которые на портфельных инвестициях зарабатывают десятки и сотни миллионов рублей ежегодно. Мне это очень нравится. Управляющие компании с трудом зарабатывают 5−6−7−8−10%. Там сидят профессионалы, мучаются, строят всякие графики, а отдельные люди на портфельных инвестициях зарабатывают по 100, 200 и 300 миллионов в год. Этот закон будет работать против чиновников, если серьезно этим заниматься. Хотя, конечно, это закон в том числе и против прессы, и против участников рынка».
Аркадий Свистунов говорит, что журналистов не исключили из сферы действия закона о борьбе с инсайдом, но «формулировка устроила в том числе профессиональное сообщество».
Разговоры о необходимости принятия закона ведутся уже больше десяти лет. Еще в правительственной программе по развитию фондового рынка на 1998−2000 годы предполагалось принять закон об ограничении недобросовестного использования служебной информации. В 2000 году принять закон предложила Госдума, но против закона в предложенной редакции выступили правительство и участники фондового рынка. Закон пытались принять и в 2004 году, но тоже безрезультатно. Версия законопроекта, над которой сейчас работают депутаты, была внесена в Госдуму правительством в конце декабря 2008 года. Пока Россия не примет закон об инсайдерской информации, она не может ратифицировать меморандум Международной организации по регулированию рынка ценных бумаг, членом которой является.
В период действия моратория на уголовную ответственность для инсайдеров-манипуляторов эффективность применения закона будет зависеть от Федеральной службы по финансовым рынкам, констатирует Аркадий Свистунов.
Профессора кафедры фондового рынка и инвестиций Высшей школы экономики Александра Абрамова беспокоит, что в поправках не прописаны обязанности ФСФР защищать права инвесторов. «То есть карательные функции службы, ее право инициировать возбуждение прокуратурой дел юридически закреплены, а ее функции по защите инвесторов -- нет. Причем эти функции не прописаны ни в положении о ФСФР, ни в законе «О рынке ценных бумаг», ни в каких-либо еще законах и не закреплены ни за одним госорганом. Меня это очень тревожит».