Вяльбе: таких, как Степанова, надо отстранять пожизненно
Федерация лыжных гонок России (ФЛГР) решила увеличить срок дисквалификации лыжницы Лилии Степановой с двух до четырех лет. Корреспондент Infox.ru выяснил, почему тренер спортсменки в этой ситуации опасается за жизнь своей ученицы. Глава ФЛГР Елена Вяльбе со своей стороны объяснила причины, почему ее организация поменяла свое решение трехмесячной давности.
Подлог или роковая ошибка
Дело лыжницы Лилии Степановой стало, пожалуй, самым громким допинговым скандалом олимпийского года. 24 марта не слишком известная спортсменка неожиданно победила в чемпионате России на спринтерской дистанции. Спустя три дня Степанова снова вышла на старт и выиграла десятикилометровую гонку. Причем в проигравших оказывается бронзовый призер Игр в Ванкувере Наталья Коростелева, ее Степанова сенсационно опережает на 42 секунды.
Но уже 30 марта ФЛГР аннулирует все результаты 25-летней лыжницы. Причина – нарушение правил прохождения допинг-контроля. Оказалось, что вместо себя Степанова отправила на контроль свою подругу. В правилах антидопинговых служб это нарушение называется просто, одним словом – подлог. У тренера спортсменки нашлись и другие объяснения произошедшей ситуации.
«Все это получилось сумбурно, в течение пяти-семи минут. Когда Лиля финишировала, ей вручили повестку на допинг-контроль. Но у нее не было с собой паспорта. Она жила в гостинице буквально в двух минутах от лыжни и попросила свою подругу сбегать за паспортом. Когда подруга прибежала с паспортом, началась цветочная церемония. И Лиля попросила подругу подождать в здании на втором этаже около кабинета, где сдают допинг-контроль. Когда Лиля пришла после награждения, подруга уже заполнила анкету по паспорту, а допинг-офицеры это заметили и подумали, что подруга хочет выдать себя за Степанову», — рассказал в интервью Infox.ru Владимир Кузьмич.
Два вместо четырех
Спустя некоторое время в допинг-пробе Степановой обнаружили два запрещенных Кодексом WADA препарата – эритропоэтин и нандролон. Вкупе со странной ситуацией, произошедшей при сдаче допинг-теста, набирался целый букет самых серьезных нарушений антидопинговых правил.
Это грозило спортсменке четырехлетней дисквалификацией. В мае исполком ФЛГР неожиданно смилостивился над лыжницей и отстранил ее от соревнований всего на два года. Но, как выяснилось позднее, дело Лилии Степановой на этом не закончилось.
«Дисквалифицировала бы пожизненно»
Недавно ФЛГР пересмотрела свое же решение трехмесячной давности: дисквалификация Степановой теперь увеличена на два года. За разъяснениями ситуации Infox.ru обратился к новому президенту российской федерации лыжных гонок Елене Вяльбе.
«Федерация хотела еще в мае дисквалифицировать спортсменку на четыре года. Но РусАДА отговорила, потому что у нас все боятся скандалов. Но теперь мы получили письмо из WADA, и нам пришлось принять решение об отстранении лыжницы на четыре года. А была б моя воля, я бы таких людей дисквалифицировала пожизненно», -- прокомментировала ситуацию глава ФЛГР.
«В письме от Всемирного антидопингового агентства говорилось, что мы были некорректны, когда выносили вердикт по делу лыжницы Лилии Степановой. У нее было сразу два серьезных нарушения: в допинг-пробе обнаружен эритропоэтин, и она не явилась на допинг-контроль. Это, по правилам WADA, наказывается четырехлетней дисквалификацией», -- продолжила Вяльбе.
Теперь Степанова сможет участвовать в соревнованиях только с 30 марта 2014 года. «По правилам WADA, человек, нарушивший антидопинговые правила, пропускает ближайшую Олимпиаду. Выходит, что Степанова пропустит и Игры в Сочи, и следующие Игры 2018 года», -- констатирует Елена Вяльбе.
«Тренировались, как дураки»
О том, каким образом новое решение ФЛГР дошло до городка Сафоново Смоленской области, где живет Лилия Степанова, в интервью Infox.ru рассказал тренер спортсменки Владимир Кузьмич.
«Нас никто даже не известил о том, что срок дисквалификации увеличен. Я узнал об этом через третьи руки. Потом сам лично позвонил в федерацию, где мне и подтвердили эту информацию», -- сказал тренер из Смоленской области.
«Вы не представляете, как мне сложно было взять себя в руки и объявить об этом Лиле. Мы же, как дураки, продолжали тренироваться. Когда узнали, что нас отстранили всего на два года, Лилия тут же взяла кредит в банке и продолжала готовиться. Мы составляли планы, уже потратили значительные суммы, выбирали места для сборов. Я нарадоваться на Лилю не мог. Она тренировалась в эти месяцы как бешеная, готова была порвать всех на дистанции. Я уверен, возьми сейчас любую биатлонистку нашей сборной и поставь бежать против Степановой, Лиля бы всех разорвала», -- полагает Владимир Кузьмич.
«И вот в один «прекрасный» день я прихожу на тренировку. Лиля как раз бегала кроссы. Она бежит мне навстречу в десятикилограммовом поясе, готовая бороться со всеми соперницами хоть сейчас, а я ей говорю, что нам увеличили дисквалификацию до четырех лет», -- продолжил тренер.
«Честно скажу, я первые дни всерьез опасался за ее жизнь. А сейчас отправил Лилю на сборы: нужно сменить обстановку, попытаться хоть немного забыть об этом кошмаре. Она вернется уже через несколько дней, а я до сих пор не знаю, что ей сказать и что нам делать дальше. Хожу по дому, смотрю на ее фотографии (она же ко мне совсем маленькой пришла) и не верю, что эта улыбающаяся девочка -- моя Лиля», -- отметил Владимир Кузьмич.
«Век не расплатимся, если в суд пойдем»
Дело Лилии Степановой даже сейчас может быть еще не закончено. Компетентные люди посоветовали спортсменке и ее тренеру обратиться в суд: слишком уж запутанными и неоднозначными выглядят обстоятельства конфликта. Если одной инстанции удалось доказать виновность, то почему другой не удастся доказать обратное?
«В РусАДА нам сказали, что мы имеем право оспаривать решение федерации и обратиться в палату по разрешению споров. Но нужно 50 тысяч просто для того, чтобы эти люди собрались и рассмотрели наше дело. Для нас это большие деньги. Я такой суммы и за год не скоплю со своей зарплатой в 7,5 тысячи. И это я еще на полторы ставки работаю», -- рассказал тренер Лилии Степановой.
«Конечно, у нас была мысль отправиться по городу, по друзьям, по знакомым и собрать эту сумму. Но нам сказали, что это рассмотрение может оказаться бесполезным, и все останется на своих местах. И тогда уже придется обращаться в международные инстанции, нанимать адвокатов со знанием языка. В общем, мы век не расплатимся, если пойдем на это», -- заявил Владимир Кузьмич.
«Нас выставили полными идиотами»
«Нас выставили полными идиотами в этой ситуации. Посоветовали не вскрывать вторую пробу и сознаться в том, что Лиля действительно совершила подлог, дескать, это поможет уменьшить срок дисквалификации. Мы, дураки, послушались. А из нас просто козлов отпущения сделали», -- негодует тренер.
«Я не знаю, что там хочет наша федерация сделать: повысить результаты или пустить пыль в глаза FIS (Международная федерация лыжного спорта. -- Infox.ru), но только нельзя так калечить спортсменов. Уж лучше бы не мучили: дисквалифицировали бы сразу на четыре года. Так нет же, нам устроили еще более изощренную пытку», -- рассказал Владимир Кузьмич.
Когда закончится срок дисквалификации, лыжнице Лилии Степановой будет уже 29 лет.