Одна из последних инициатив президента Медведева в сфере инновационной политики -- о создании малых предприятий при вузах -- пока не принесла результатов. Представители учебных заведений жалуются на недостаточность правовой базы и на то, что инновационные предприятия могут не выдержать конкуренции с чебуречными.
Закон, позволяющий создавать малые предприятия при вузах и научно-исследовательских институтах, в России действует уже полтора месяца, но сами предприятия пока так и не появились.
Принятие законопроекта не обошлось без скандалов. Первый вариант документа в конце весенней сессии не одобрил Совет федерации, и депутатам нижней палаты парламента, которые уже успели уйти на каникулы, пришлось в срочном порядке возвращаться в Москву из отпусков – чтобы по указанию президента спешно дорабатывать и принимать документ. Только второго августа Дмитрий Медведев подписал закон.
Прерывание отпусков и сборы на внеочередное заседание парламентариев привели в итоге к тому, что законопроект еще до своего вступления в силу уже стал затратным. По подсчетам депутата Госдумы от КПРФ Анатолия Локотя, расходы, которые понес бюджет на экстренное возвращение политиков, составили приблизительно 30 млн рублей.
Спешку в принятии закона власти объясняли его необходимостью. Во-первых, по мнению политиков, малые предприятия при вузах создадут дополнительно около 30 тысяч рабочих мест, что позволит бороться с ростом безработицы. Во-вторых, малые предприятия дадут вузам и НИИ возможность разрабатывать собственные инновационные технологии. По задумке авторов документа, принятие закона позволило бы учебным заведениям уже в начале сентября создать первые малые предприятия. На деле они до сих пор не появились.
Чебуречные против инноваций
Одна из причин задержки – чисто техническая. Проректор по научной работе Санкт-Петербургского государственного технологического института Анатолий Малыгин пояснил Infox.ru, что для создания малых предприятий надо вносить изменения в устав института. Сейчас учебные учреждения работают по прошлогоднему уставу, а новый, который был сдан в начале лета, все еще лежит на утверждении в Рособразовании. Вносить изменения в старый устав ради оперативного создания малых предприятий в вузе смысла не видят.
Представители высших учебных заведений жалуются и на недостаточную ясность правовой базы. Один из проблемных вопросов – аренда помещения. Если вуз сдает помещения, то по закону о малом и среднем бизнесе объявляется конкурс, и выигрывает его компания, предложившая самую высокую цену. По существующему законодательству получается, что малое предприятие при вузе будет участвовать в конкурсе на равных условиях.
«Представьте, что в конкурсе участвует компания, которая, скажем, собирается продавать чебуреки, – привел пример Борис Коробец, заведующий кафедрой юриспруденции МГТУ им. Баумана. -- У нас учатся 20 тысяч студентов, оборот такой компании понятен. А когда мы говорим про инновационное предприятие, то затрат больше, а какой будет результат – со 100-процентной вероятностью прогнозировать нельзя. Соответственно, чебуречная предложит большую цену».
Похожая ситуация обстоит с арендой научного оборудования. Если институт сдает оборудование в аренду, то снова действует принцип аукциона – кто больше заплатит, тот его и получит. То есть выходит, что создавая малое предприятие, учебное заведение не может просто передать ему лабораторию для работы. «Создавать малые предприятия мы уже можем, другой вопрос, насколько это будет эффективно», -- оценил ситуацию Борис Коробец.
У гуманитарных вузов свои проблемы. Пресс-секретарь РГГУ Дмитрий Соколов рассказал, что в университете планируется создание своего кадрового агентства, которое будет трудоустраивать выпускников. Пока руководство вуза не понимает, как оценивать интеллектуальный вклад института – базу данных с резюме студентов и выпускников. Кроме того, не до конца ясны механизмы ликвидации предприятия, если не будет коммерческого успеха.
«Из отпуска вернули не зря»
Заместитель председателя Госдумы Светлана Журова настаивает, что при принятии закона депутаты пытались учесть все мелочи, но пока правоприменительной практики не последовало. По ее словам, вузам нужно время на поиск инвесторов и на регистрацию.
Разбираться с недостатками закона, объяснила Журова, в первую очередь будет Министерство образования и науки. Сначала рабочая группа при министерстве соберет информацию о том, насколько успешно он реализуется, и выяснит, какие изменения необходимы. Некоторые нормативно-правовые документы могут быть подготовлены на уровне министерства. Но если потребуются изменения в федеральный закон, придется вносить их с помощью депутатов.
По словам Журовой, работа над законом – мониторинг правоприменительный практики и внесение изменений -- может продолжаться до Нового года. При этом политик считает, что из отпуска депутатов возвращали не зря. «Зачем терять еще один месяц? Чем раньше началась работа, тем раньше будут выявлены проблемы», -- заявила собеседница Infox.ru.
Малые предприятия до закона
Фактически малые предприятия существовали и раньше, но на другой юридической основе. Часто профессора институтов организовывали небольшие компании, которые тесно сотрудничали с кафедрами, брали на работу студентов, внедряли новые разработки. Но формально учебные заведения к этим компаниям отношения не имели – вуз не мог помогать малому предприятию, но и не получал дивиденды в случае успеха. При МГУ существует около 85 таких предприятий, есть они и в других вузах.
Анатолий Малыгин, проректор Санкт-Петербургского государственного технологического института заявил, что вузы и раньше могли внедрять свои разработки. «Создание малых предприятий расширяет возможности, но вряд ли что-то кардинально изменится», -- считает Малыгин.