Не пустив российские грузы через свою территорию, в Осло понадеялись освободить остров от русского присутствия.
На Шпицбергене издавно находилась русская миссия и с этим никто никогда не спорил и до последнего времени не собирался спорить.
Еще в 1920 году в Париже почти сорок стран подписали договор, по которому Шпицберген де-юре числился за Норвегией, но одновременно давал право и другим странам на хозяйственную деятельность на нем и вокруг него.
Паралельно существует и двухсторонний договор между Осло и Москвой, по которому признающая норвежский суверенитет Шпицбергена Россия обязуется обеспечивать функциональность поселка Баренцбург, где живут и добывают уголь российские шахтеры.
Норвежские власти, конечно, понимают, что у них нет абсолютно никаких юридических рычагов, чтобы избавиться от российского присутствия на архипелаге.
Но ведь если перекрыть русским «кислород», лишив их подвоза продовольствия, питья, горючего и запчастей, они, в конце концов, сами могут уйти оттуда. Не надо быть большим стратегом, чтобы понимать – втайне в Орсло именно такие планы и вынашивают.
Но, как пояснил экономист Михаил Хазин, именно в этом может и заключаться самая большая и роковая ошибка Норвегии.
По мнению специалиста, непродуманный ход Осло фактически нивелирует давнее признание Россией норвежской юрисдикции Шпицбергена и возвращает архипелаг в статус спорной территории.
Соответственно, острова уже можно будет в теории считать не норвежскими, а, как минимум, нейтральными.
А с учетом того, что в России законодательно закреплена обязанность государства защищать своих граждан в любой точке мире, на «ничейной» территории это будет сделать даже легче.
Найдется ли тогда на этом студеном архипелаге место для любых других флагов, кроме российского?