Андропов против коррупции: как главный чекист боролся с советской мафией
Первая речь только что утвержденного генсеком КПСС Юрия Андропова резко отличалась от благостных речей его предшественника Брежнева.
Урожаи «посадок»
Андропов стал руководителем страны 10 ноября 1982 года. И это был руководитель совсем иного формата, таких в Советском союзе еще не было.
Если его предшественник Леонид Брежнев в каждой своей речи буднично обещал советским гражданам светлое будущее, то даже праздничные речи Юрия Андропова отличались жесткостью.
Новый глава страны говорил не о скором построении коммунизма, а о взяточниках и коррупционерах, которые тормозят развитие советского государства. С высокой трибуны сыпались публичные угрозы разобраться с коррупцией, которая, по его словам, стала главным злом для ст раны советов.
Сколько человек оказалось на нарах с «легкой» руки Андропова? Хотя он правил Советским Союзом совсем немного - с 10 ноября 1982 года по 9 февраля 1984 года, запущенный им маховик борьбы с коррупцией по инерции продолжал крутиться и после его смерти.
По некоторым данным в период 1982-1986 годов на нарах оказалось на 839 тысяч человек больше, чем в среднем в позднюю брежневскую эпоху. За перепродажу тех же джинсов можно было на пять лет попасть на нары. А если попался с валютой, вообще светила «вышка».
Разгром МВД
Еще будучи председателем КГБ, Андропов вел негласную войну с МВД, и непосредственно с его министром Щелоковым. Война шла с переменным успехом, ибо глава МВД все-таки был любимчиком и родственником Брежнева.
Но после смерти Леонида Ильича судьба Щелокова была предрешена. Отправной точкой стало убийство офицера госбезопасности Афанасьева сотрудниками отдела милиции Московского метрополитена.
За это несколько милиционеров были приговорены к высшей мере, а по всей стране пошел колоссальный разгром милиции. Многие сотрудники МВД, ранее считавшиеся неприкосновенными, получили реальные сроки. В андроповское время по разным оценкам было арестовано и осуждено почти сто тысяч милиционеров. Целая армия
«Андроповские бригады»
С конца 1982 года в Советском союзе начали действовать так называемые особые «андроповские бригады». В них входили следователи практически с неограниченными полномочиями арестовывать и допрашивать чиновников едва ли не самого высшего звена.
И вскоре на всю страну прогремели «Медуновское дело»,»Рыбное дело», "Хлопковое дело» и другие серьезные истории, в которых главными фигурантами оказались те, кого еще совсем недавно считали неприкосновенными.
ГУЛАГ по-андроповски
Именно руководстве страной Андроповым многие колонии превратились в исправительно-трудовые учреждения, где осужденные подвергались принудительному труду для исправления своих преступных грехов.
По своей форме она чем-то напоминала сталинский ГУЛАГа, так как действовала под юрисдикцией КГБ, наследницы могущественного ведомства Лаврентия Берия.
Хотя, конечно, по жестокости и условиям отбывания сравнивать андроповские лагеря со сталинскими точно было нельзя.
Хотя количество осужденных в советских колониях в то время значительно увеличилось за счет мелких валютчиков, фарцовщиков, тунеядцев и спекулянтов, которым была объявлена настоящая война. Андропов призвал перестал кормить зеков, пусть они поработают на страну.
Правда, андроповский ГУЛАГ отличался от сталинского тем, что по своей сути это было не рабство, а именно хорошо отлаженное производство. Отрабатывая своей наказание, человек даже мог выйти на волю, имея на руках неплохую сумму, чтобы начать новую жизнь.
Борьба с торговой мафией
Но особенно лютую ненависть Андропов испытывал к представителям так называемой торговой мафии. Тем, кто попадался, не помогали ни фронтовые ордена, ни прочие заслуги.
В частности, Юрия Соколова, директора Елисеевского магазина, показательно приговорили к высшей мере. По статье «за спекуляцию в особо крупном размере» получила пулю в затылок заслуженный работник торговли Бородкина,,вошедшая в историю как «Железная Берта».
Тюремные сроки получили руководители известных на всю страну торговых заведений, таких, как «Новоарбатский», «ГУМ», «Диетторга», «Гастроном» и других.
Всего в андроповские годы по «торговым делам» было поставлено к стенке или попало в зону более 15 тысяч человек. Правда, эти приговоры принято считать неоднозначными. Не пройдет и десятка лет, и таких людей станут называть коммерсантами. Но это будет уже совсем другая история…