3 августа 1995 года боевики захватили под афганским Кандагаром российский транспортник Ил-76 с семью членами экипажа на борту.
Впереди русских пилотов ждал целый год плена и полной неизвестности, а затем случился тот самый невероятный побег на собственном самолете, о котором написаны книги и сняты фильмы…
Предшествующие события
Эта история началась 3 августа 1995 года, когда самолет Ил-76ТД с семью членами экипажа на борту по заказу афганского правительства вылетел из албанской тираны в Кабул с грузом стрелкового оружия.
Эта была обычная коммерческая сделка между Албанией и Афганистаном, для выполнения которой был нанят российский самолет с российским экипажем. Командиром судна являлся Владимир Шарпатов, вторым пилотом летел Газинур Хайруллин, а штурманом был Александр Здор.
Также среди челнов экипажа были бортинженер Асхат Аббязов, бортрадист Юрий Вшивцев, и два инженера Сергей Бутузов и Виктор Рязанов.
Захват
Фактическим получателем груза считался «Северный альянс», а авиабаза Баграм контролировалась силами злейшего врага талибов Ахмад Шах Масуда.
В общем, обстановка в Афганистане, как всегда, выглядела непростой и непредсказуемой. А сам рейс представлялся хотя и рутинным, но не самым безопасным.
Тем не менее, экипаж на борту был очень опытный и сплоченный. Да и похожие рейсы в Баграм, в частности, из Шарджи экипаж выполнял уже не раз, доставляя в страну те или иные грузы.
Даже оружие из Тираны экипаж Владимира Шарпатова уже доставлял дважды, и всегда все проходило без сучка, без задоринки. Однако, третий рейс шел по плану лишь до того момента, пока судно не пересекло воздушную границу Афганистана.
Грузовой борт бул тут же перехвачен истребителем Миг-21, стоявший на вооружении у талибов, который вынудил Ил-76 сесть на аэродром близ Кандагара под предлогом досмотра груза.
По некоторым данным, истребителей-перехватчиков было два, но сути это не меняет. Грузовой борт приземлился, талибы устроили тотальный «шмон», ведя себя при этом крайней агрессивно и вызывающе.
Как предполагают эксперты, самолет изначально садили с целью его захвата. Но для соблюдения формального повода для задержания самолета и членом экипажа стал якобы обнаруженный среди разрешенных к перевозке стрелковых боеприпасов ящик с запрещенными для транспортировки снарядами.
Плен
Когда пилотов пленили, они еще надеялись, что спустя несколько дней недоразумение будет улажено и их отпустят. Тогда они еще не знали, что в плену им придется провести больше года – 378 дней.
И каждый из этих дней будет не просто невыносимым – тяжелые условия проживания, неимоверная жара, плохая пища и острый дефицит воды – но и опасным для жизни.
Среди наших пилотов были и нервные срывы, и депрессия, и мусли о суициды. Каждый думал о том, что вот сейчас их выведут на площадь и расстреляют. Или перережут горло.
Что еще хуже, очень долго пилоты не замечали никаких существенных усилий со стороны российских властей по вызволению их из плена. А вот талибы вели себя куда более активно - предлагали им перейти в ислам с обещаниями облегчить их участь.
Тем не менее, тоненькая ниточка связи с родиной все-таки была. Ее удавалось поддерживать, в частности, через Тимура Акулова, представителя тогдашнего Президента Татарстана Минтимера Шаймиева.
Однажды Акулов даже предложил талибам своеобразный бартер. Зная, что те испытывают острую нужду в расходных материалах для военной техники, он предложил обменять пленников на запчасти к вертолетам.
Но сделка в самый последний момент сорвалась. Все, чего удалось добиться, разрешения на редкие встречи с пленными пилотами наших дипломатов и передачу им почты и небольших посылок.
По некоторым данным, именно во время таких встреч и начал рождаться робкий план будущего побега. Еще ближе к заветной мечте наши пленники стали после того, как им удалось убедить талибов в том, что захваченный ими дорогостоящий Ил требует профессионального обслуживания.
Талибы не имели своих техников такого уровня, поэтому разрешили российскому экипажу время от времени заниматься самолетом. Их доставляли туда под конвоем, и под конвоем же доставляли обратно в тесную и душную лачугу, в которой они ютились вот уже год.
Побег
Пленники сотни раз обсуждали варианты побега, оговаривали – кто и что будет делать. И все равно побег вышел по большому счету спонтанным, хотя ему и предшествовал ряд обстоятельств.
Во-первых, 16 августа 1996 года из-за начинающейся молитвы охрану пилотам выдали совсем слабую. Во-вторых, им разрешили во время работы запустить двигатели для проверки их работоспособности, поскольку готовился перелет в Кабул. В связи с этим баки самолета были заправлены топливом в расчете на дальнее расстояние. Это, в-третьих.
Поэтому по прибытию на аэродром летчики оценили ситуацию, и взглядами дали друг другу понять – сейчас или никогда. Малочисленную охрану, составленную в основном из пожилых людей, мгновенно разоружили, кинулись в самолет, запустили двигатели и вышли на взлетную полосу. А потом поднялись в воздух.
Попытки работников аэродрома помешать взлету успехом не увенчались. Правда, там же находились несколько истребителей, против которорых у Ила не было бы в воздухе никаких шансов.
Но военные пилоты талибов также находились в лагере на молитве. Так что, никем не преследуемый Ил спокойно ушел на высоту в несколько километров, став недосягаемым для зенитных орудий боевиков и взял курс на запад, в сторону Ирана.
Более короткий путь на Россию через север Афганистана пилоты справедливо посчитали небезопасным. В этом случае талибы успели бы снарядить им вдогонку боевую авиацию. Курс на Иран дезориннтировал боевиков. К тому же потом Ил спусился на маскимально малую высоту, став практически невидимым для талибовских ПВО.
В самом Иране местные авиадиспетчеры, уже предупрежденные российской стороной, пропустили Ил в воздушное пространство своей страны, после чего тот ушел в сторону ОАЭ и приземлился на аэродроме в Шарджу.
Герои настоящие и экранные
Уже спустя двое суток, в ночь с 18 на 19 августа российские летчики вернулись в Казань. А уже 22 августа 1996 года был подписан указ о награждении экипажа борта RA-76842.
Командиру экипажа и второму пилоту было присвоено звание «Героев России», а все остальные члены экипажа были награждены орденами Мужества.
Потом ходило множество версий того, почему тот побег стал успешным. Якобы российские дипломаты могли подкупить кого-то из афганцев. А еще утверждалось, что сбежать пилотам помог кто-то из сердобольных талибов.
Как бы там не было, ни одна из версий истинного подвига российских пилотов ничуть не умаляет.
В 2010 году этот подвиг воплотили на экране, когда режиссер Андрей Кавун снял фильм «Кандагар», основанный на событиях этого захвата.
Конечно, многое в киноленте было приукрашено, на самом деле все для российских пилотов было намного страшней. Но то кино, а это жизнь. Жизнь, которую герои сами вырвали для себя.