3 самых героических побега советских летчиков из немецкого плена
О них сняты фильмы и написаны книги, ведь они совершили практически невозможное - бежали из немецкого плена.
Сергей Вандышев: побег с острова Рюген
Будущий герой родился в мордовской глубинке летом 1919 года. После окончания неполной школы бежит воплощать в жизнь свою мечту о небе - поступает сначала в аэроклуб, а затем в летное училище.
Заканчивает его с отличием в 1942-м, когда уже вовсю бушует Великая Отечественная. Их вчерашних курсантов создают 808-й (позже переименованный в 93-й гвардейский) штурмовой авиационный полк 5-й гвардейской штурмовой авиадивизии 17-й воздушной армии. И бросают в самое пекло – под пылающий Сталинград.
Вандышев выжил и там, и в других пиковых ситуациях. Воевал, сбивал немецких асов. Но в июле 1044-го, возвращаясь с задания майор Вандышев был сбит, и будучи тяжело раненым, приземлился на территории врага, и был захвачен в плен.
Дальше сведения о летчике сильно разнятся. По одним данным, он организовал восстание военнопленных в лагере на острове Рюген, и, захватив вражеский самолет 22 апреля 1945 года, улетел к своим.
Другие данные говорят, что его вместе с тысячами других узников и тоже 22 апреля 1945-го освободили из концлагеря под Берлином советские части.
Как бы там не было, но после плена Вандышев продолжил воевать, был командиром эскадрильи, а за свои военные подвиги даже дважды представлялся к званию Героя Советского союза.
Каждый раз его фамилию в последний момент вычеркивали. Однако, летчик спокойно продолжил службы и после Победы. И лишь летом 1948 года, когда Вандышев уже ушел с военной службы, за ним пришли люди в штатском.
В конце 1949 года его признали изменником родины за якобы выданные немцам во время пребывания в плену важные военные сведения. Вандышева лишили звания, наград, всего имущества и отправили в лагеря на 15 лет.
Сам осужденный своей вины так и не признал, и постоянно писал жалобы на несправедливый приговор. Но лишь в 1954 году Верховный суд СССР вынес постановление о прекращении дела Вандышева «за недоказанностью обвинения», и 25 января 1955 года герой войны вышел на свободы.
Правда, формулировка «недоказанности обвинения» черным пятном легла на его биографию, и в дальнейшем его славное прошлое никак не дополнялось ни почестями, ни наградами.
Летчик-герой умер в Улан-Удэ в 1996 году, найдя последнее при станище на местном военном кладбище.
Николай Лошаков: побег из лагеря в лагерь
Родившийся на Кубани в 1923 году будущий пилот тоже начал свою карьеру через аэроклуб. В Военно-авиационную школу в Краснодаре поступил в мае 1941-го, буквально за полтора месяца до начала войны.
Окончил учёбу 30 мая 1942 года в звании сержанта, по специальности «лётчик-истребитель». Свое боевое крещение получил осенью тоже года при обороне Ленинграда.
Позднее получил офицерское звание, совершил больше сотни боевых вылетов, лично сбил два вражеских самолета. Тем не менее, известность Лошакову принес его побег из немецкого плена, в который он попал в мае 1943 года, спрыгнув с парашютом из своего сбитого самолета прямо в лапы гитлеровцам.
То ли пленного летчика сломали многочисленные допросы с пристрастием, то ли Лошаков изначально пошел на хитрость, чтобы иметь свободу для маневра – но он, в конце концов, дал согласие служить немцам.
После длительных проверок пленник действительно получил некоторую свободу передвижений, которой и воспользовался 11 августа 1943 года. Вместе с другим советским военнопленным, сержантом бронетанковых войск Иваном Денисюком, Николай Лошаков совершил побег из немецкого плена на самолете «Шторх».
Однако, дома его ждали отнюдь не с распростертыми объятиями. Теперь уже его с пристрастием допрашивали сотрудники НКВД, выбивая признание в измене родине. Как итог – скорый суд и 3 года лишения свободы с отбыванием в суровом климате печально знаменитого Воркутлага.
Был освобожден спустя два с половиной года с полным снятием судимости. Правда, полную реабилитацию бывший летчик получил лишь в 1959 году.
После лагеря работал авиамотористом в авиаотряде комбината «Воркутауголь», позже стал его начальником. Окончив Горный техникум, подался в шахтерскую профессию, потом пошел по профсоюзной линии. Стал почетным шахтером СССР, но за свой главный подвиг – за побег из немецкого плена так и не был удостоен никаких наград.
В начале восьмидесятых вернулся в родной Краснодарский край – как выяснилось, умирать. Судьба отпустила непризнанному герою всего 60 лет – сказались фронтовые раны и пребывание в лагере. Николая Лошакова не стало в феврале 1984 года.
Михаил Девятаев: забытый подвиг
Будущий герой родился летом 1917 года на Тамбовщине в крестьянской семье. К будущей летной профессии его подтолкнул… криминал.
В 1934 году, пытаясь спасти семью от голода, подросток пошел на колхозное поле воровать колоски. Его поймали, составили протокол, пригрозили уголовным делом.
Испугавшись тюрьмы, Михаил сбежал из дома в Казань, где поступил в речной техникум. Заодно ходил заниматься в местный аэроклуб. В 1938-м ушел служить в армию, из которой Девятаев ушел учиться в военне авиационное училище.
В Великой Отечественной принимал участие с первого дня, а уже 24 июня открыл боевой счет, сбив под Минском немецкий «Юнкерс». Затем будут и другие сбитые вражеские самолеты, десятки боевых вылетов, тяжелое ранение в одном из воздушных боев.
После госпиталя врачебная комиссия определила его в тихоходную авиацию. Был нчным бомбардировщико, и даже служил в санитарной авиации.
Лишь в 1944 году, встретившись с легендарным Покрышкиным, попросил того посодействовать в переходе в боевую авиацию. Так Девятаев снова пересел на истребителя.
И снова будут боевые вылеты, сбитые немецкие самолеты, воздушные бои. В одном из них, 13 июля 1944 года его самолет был подбит. Девятаев выжил, но попал в плен.
Он прошел через многочисленные допросы и лагеря, пытался бежать, и за это был объявлен смертником и отправлен в лагерь смерти Заксенхаузен. Там, пользуясь некоторой неразберихой охраны, сумел взять себе другое имя, и уже в качестве Степана Никитенко он был отправлен в концлагерь на остров Узедон.
На этом небольшом участке суши немцы в большом секрете разрабатывали новые ракеты. Фактически немцы даже не знали, что привезли на засекреченный полигон профессионального советского летчика. Это и помогло Девятаеву тайно организовать побег вместе с группой других советских пленников.
В феврале 1945 года они захватили немецкий бомбардировщик Хенкель и поднялись в небо. За штурвалом малознакомого самолета сидел Девятаев.
Немцы выслали вдогонку истребитель, пилотируемый немецким асом Гюнтером Хобомом. Однако, тот не сумел отыскать в небе беглецов.
Зато они попались на глаза другому немецкому асу полковнику Вальтеру Далю, который возвращался с задания. Ему поступил приказ сбить самолет с беглецами. Но, как назло, при выполнении задания полковник отстрелялся и отбомбился до последнего патрона и снаряда. А иди на таран асу не захотелось.
В следующий раз жизнь беглецов повисла на волоске при пересечении линии фронта, когда «Хейнкель» обстреляли и зацепили советские зенитки.
Только мастерство Девятаева помогло посадить поврежденный самолет на «брюхо» прямо в чистом поле в расположении советской артиллерийской части. К тому же беглец прилетел не просто так, а с ценнейшими сведениями для советского командования о различных немецких секретах.
Правда, самому Девятаеву и его команде беглецов были еще далеко до радости. Дальше последовали фильтрационный лагерь, допросы, выяснение всех обстоятельств побега и, конечно, подозрения в сотрудничестве с немцами. Мол, не засланные ли к нам казачки прибыли?
В итоге большинство беглецов были вновь отправлены на фронт, а Девятаев попал в лагерь на территории колонии-поселения на станции Невель Псковской области, откуда и ушел в запас в конце осени 1945 года.
Никаких почестей после войны ему не было. Более того, как бывший военнопленный, нередко сталкивался с трудностями в поиске работы и продвижению по службе.
Вспомнив о своей первой профессии, бывший пилот многие годы трудился в речном флоте. Хотя в отдельных источниках можно найти информацию о том, что его все-таки признали изменником родины и на девять лет отправили в лагеря.
Как бы там не было, но когда в послевоенные годы историки и архивисты собирали материалы о неизвестных подвигах красноармейцев, смелый побег Девятаева не нашел своего отражения ни в каких летописях и наградных листах.
Лишь в конце шестидесятых в одной из советских газет появилась небольшая публикация о подвиге Девятаева. Так страна узнала имя еще одного своего героя.
Позднее Сергей Королев лично ходатайствовал, чтобы ему, пусть и с большим опозданием, было присвоено звание Героя Советского союза.
Летчика-героя не стало 24 ноября 2002 года на восемьдесят шестом году жизни. Самые большие почести, как это часто случается, достались Девятаеву уже после его смерти.
Дань памяти пилоту отдали и режиссеры Тимур Бекмамбетов и Сергей Трофимов, снявшие в 2021 году военно-исторический художественный фильм «Девятаев» с павлом Прилучным в главной роли.