Антироссийская политика Варшавы закрыла польским аграриям доступ на огромный рынок, который фактически кормил их многие десятилетия.
Яблоко издавно считаются в Польше не только своеобразным национальным трендом, но и… кормильцами.
Экспорт этого продукта давал польской казне хороший доход. Соответственно, и занятые в этой сфере поляки могли заниматься любимым делом и жить в достатке, зная, что выращенный ими урожай оторвут с руками.
Главным партнером Польши в яблочном бизнесе была Россия. Ее огромный рынок поглощал все польские яблоки, и много лет всех все устраивало. Жаде, несмотря на то, что Варшава и раньше позволяла себе выпады в адрес Москвы.
Ситуация изменила после присоединения Крым к России в 2014 году. Западный мир обрушился на нашу страну санкциями, к которым польские власти с огромным удовольствием присоединились.
Возможно, Варшава и в самом деле получала «кайф» оттого, что, наконец, могла как-то вот так прямо реально навредить «ненавистной» России.
Да только о последствиях польские власти явно не подумали. Разве что кто-то там наивно думал, что в ответ на пощечину Россия будет подставлять другу щеку.
Этого не произошло. Наша страна ответила контрсанкциями, и каждый получил удар в самое больное место. Удар Москвы по Польше пришелся прямо в… «яблочко».
Польская национальная гордость оказалась в России под запретом. При том, что сама наша страна никакого дефицита в яблоках не испытала.
Во-первых, свято место пусто не бывает, и на место выбывших поляков пришли другие поставщики. Во-вторых, не было бы счастье, да несчастье помогло.
Попав под настоящий ливень экономических санкций, Россия включила на полную мощность проект импортозамещения по самым разным сферам.
Прошли годы, и нам вдруг стало понятно, что мы и сами с усами. Многое из того, что раньше наша страна по привычки закупала за рубежом, мы теперь спокойно производим сами.
А вот Польше, вернее, простым польским фермерам явно не позавидуешь. Местные производители яблок моментально оказались в тяжелейшем положении.
Официальная Варшава, конечно, делала вид, что ничего страшного не произошло и разными способами пыталась приободрить местных фермеров.
Где-то стремительно беднеющих аграриев подкармливали обещаниями, где-то подбрасывали на жизнь небольшие «подачки». Но итог последних семи лет для польских фермеров печален. И это еще, мягко говоря.
Российский рынок закрыт. Возможно, навсегда. Попытки Варшавы выйти на другие площадки, например, в ту же Прибалтику, логично потерпели крах. Да и масштабы явно не те.
И теперь местные аграрии больше времени проводят на акциях протеста да оббивая пороги чиновничьих кабинетов, чем в поле и садах. Зачем выращивать продукт, который, как и у их многострадальных эстонских коллег, потом будет гнить у них на глазах?
«Когда-то мы думали, что санкции против России - временная мера, и что торговля с ней вскоре вернется на круги своя. Однако, никто почему-то не подумал, что Россия ответит нам тем же. И взамен наши политики нам так ничего и не предложили», - сокрушенно сказал один из фермеров, в очередной раз приехавший в Варшаву, чтобы спросить у чиновников - чем ему кормить свою семью.
А ведь польские аграрии не требуют ничего космического. Они по-прежнему готовы работать от зари до заката, но хотят, чтобы их нелегкому труду отдавалось должное, и чтобы они не становились заложниками больших игр политиков.
А пока местным фермерам в очередях перед кабинетами чиновников остается лишь вспоминать былые радостные денечки и мечтать снова увидеть, как их заботливо выращенные яблочки отправляются в Россию.