Построение коммунизма, железная дорога через весь север и даже реки вспять - что только не планировали советские лидеры, чтобы вписать свое имя в историю.
Невероятные по своему величию проекты, в разные эпохи объявляемые лидерами страны стройками века, заставляли миллионы советских граждан принимать в них участие, веря в свое светлое будущее.
Ленин: Социалистические соединенные штаты мира
Владимира Ильича Ленина до сих пор называют вождем мирового пролетариата, хотя революцию он устроил в одной отдельной взятой стране.
Тем не менее, уже после прихода к власти в России Ленин нещадно Ленин критиковал европейских коммунистов за идею создания Соединенных штатов Европы.
По мнению советского вождя, это был невыполнимый проект, пригодный разве что в качестве политического лозунга.
Но при этом сам Ильич долго носился со свей идеей в каждой стране построить социализм, и объявить всю планету Соединенными Штатами мира. Верил ли в свой план сам Ленин, так и осталось загадкой.
Сталин: Тоннель на Сахалин
Разрыв Сахалина с материковой частью страны беспокоил власть еще с девятнадцатого века. На бумаге не раз рисовались грандиозные планы и в царское время и в советское.
Однако, серьезные продвижения в этом вопросе начались лишь после того, как на необходимость соединить Сахалин с основной частью страны указал сам Сталин.
Затратность и окупаемость идеи обсуждать никто не осмелился, а в 1950 году Совет министров СССР постановил начать сооружение тоннеля с расчетом запуска к 1955 году.
Подготовительные работы уже были в самом разгаре, когда вождь скончался, а новые власти страны проект закрыли из-за дороговизны.
Для любителей экстремального туризма и сегодня будет любопытно побывать в местах несостоявшейся великой стройки, и сегодня остались шахтные стволы, остатки дамб и насыпного острова.
Сталин: Туркменский канал
Так называемый Сталинский план преобразования природы включал в себя немало грандиозных проектов. Многие из них так и остались на бумаге. А вот мечту вождя превратить среднеазиатскую пустыню в оазис в СССР начали было выполнять.
Строительство канала предполагало, что в пески Туркменской пустыни придет жизнь и цивилизация. От Амударьи по сухому руслу Узбоя планировалось прорыть канал до самого Каспия. Тогда через пустыню могли бы в прямом смысле ходить корабли.
Удивительно, но, несмотря на кажущуюся сказочность проекта, работы не только начались, но и уже многое было сделано. Та часть Каракумского канала, которая все же была построена, до сих оказывает наиважнейшее значение на жизнь сегодняшних туркмен.
Вот только соединение с Каспием в районе Красноводска так и не состоялось. После смерти Сталина этот проект, как и другие начинания вождя, были похоронены вместе с ним.
Сталин: Трансполярная магистраль
Север всегда и был и до сих пор остается относительно оторванным от других регином из-за неразвитости дорог и прочей инфраструктуры. И эту проблемы пытались решать власти еще с советских времен.
Например, еще в конце тридцатых Сталин однажды как бы невзначай обмолвился, что было бы здорово соединить весь заполряный советский Север единой железнодорожной веткой.
Так, чтобы можно было сесть в Архангельске и доехать до Чукотки без пересадок. И что еще важнее, грузы перевозить.
Сегодня, конечно, понятно, что такой проект не просто слишком затратный и невероятно сложный в исполнении, но еще и едва ли окупаемый.
А вот в давние времена, вскоре после победы над Германией еще толком не восстановившаяся после военной разрухи страна уже была полна энтузиазма на тему новых строек века. В том числе, начали претворять в жизнь сталинскую идею Трансполярной магистрали.
В 1947 году с двух сторон, навстречу друг другу стартовало строительство железнодорожной ветки от Печоры до Енисея. На строительство были брошены лучшие силы, а также десятки тысяч узников ГУЛАГа.
Однако, особенности рельефа и множество рек, через которые требовалось возводить мосты, вскоре вынудили строителей отложить работу до лучших времен.
После смерти Сталина была объявлена амнистия для заключенных - строить стало некому. Очередной прожект вождя так и остался нереализованным.
Хрущев: построение коммунизма
Никита Хрущев был горазд на громкие заявления и заранее невыполнимые обещания. Например, его призыв догнать и перегнать Америку по производству молока, масла и мяса, освоить целину в кратчайшие сроки подхватил весь Советский союз, по большей части выполнить не удалось.
Но многие советские люди тогда действительно верили в то, что к концу восьмидесятых, как обещали партийные лидеры, страна достроит коммунизм. И каждый советский гражданин получит отдельную квартиру и вообще все вокруг будет бесплатно.
Поворот сибирских рек
Перенаправление сибирских рек в сторону Средней Азии обсуждалось еще в эпоху Российской империи. Удивительно, что при Сталине, при котором больше всего появлялось грандиозных строек, этот проект не вызвал интереса в Кремле.
Вопрос вновь подняли лишь в шестидесятые годы, когда конструкторским бюро поручили отработать проекты переброски больших полноводных рек в засушливые Казахстан и Узбекистан.
В 1974 году даже была построена первая очередь - канал Иртыш-Караганда. Но затем проект, как и многое другое в стране, превратился в долгострой. А в 1985 году, в самый разгар перестройки этот проект и вовсе закрыли, признав несостоятельным.
Вот такие прожекты инициировали советские лидеры, и что самое удивительно, в них верила практически вся страна. И ведь жила не хуже других.
Может быть, большинство тех проектов действительно были несбыточными, но хороши они были хотя бы тем, что заставляли людей объединяться и верить в своей лучшее завтра.