Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Самые громкие убийства и покушения лихих девяностых в России

90-е годы запомнились невиданным ранее разгулом криминала. В ту эпоху было совершено немало громких преступлений.

Расправа над священником

Кто и зачем убил подмосковного священника Александра Меня, выяснить так и не удалось. Протоиерей Русской православной церкви, богослов и проповедник Александр Мень был убит утром 9 сентября 1990 года по пути в церковь на литургию.

Согласно основной версии, один из преступников отвлек священника, сунув ему в руку какую-то записку. Второй злодей подбежал сзади и нанес Меню удар по голове то ли топором, то ли саперной лопатой.

Теряя силы, отец Александр добрался до своего дома и потерял сознание у калитки. Позднее экспертиза покажет, что умер Александр Мень от потери крови. Убийство священника до сих пор не раскрыто.

Охота на мецената

Отари Квантришвили был уникальной фигурой для Москвы девяностых: Он не был бандитом, но от рассказов о его делах кровь стыла в жилах. Он не носил воровскую корону, но дружил с авторитетами, а одновременно был вхож почти в любой чиновничий кабинет.

Крупный меценат, председатель фонда имени Льва Яшина, Квантришвили успешно общался и с уголовниками, и с представителями власти. В друзьях у него ходили милицейские генералы, члены правительства, депутаты, известные артисты и спортсмены.

Квантришвили любил публичность, был частым гостем на телевидении и не скрывал своих политических амбиций. Но, по слухам, где-то он перешел дорогу могущественному Сергею Тимофееву по кличке Сильвестр, который тогда считался главным столичным авторитетом.

Поговаривал, что камнем преткновения мог стать нефтеперерабатывающий завод в Туапсе, на который оба положили глаз. В результате 5 апреля 1994 года на выходе из Краснопресненских бань Квантришвили был застрелен снайпером. Все три пули, выпущенные стрелком, попали в цель.

Это громкое преступление раскрыли лишь двенадцать лет спустя после разгрома силовиками нескольких крупных ОПГ, Орехово-медведковскую. Киллером, убившим Отари, был  Алексей Шерстобитов по кличке Леша Солдат.

Охота на авторитета

Менее, чем через полгода настала очередь и самого короля преступного мира Москвы Сильвестра. 13 сентября 1994 года Тверской-Ямской улице в Москве был взорван роскошный «шестисотый» Мерседес, в котором находился Сергей Трофимов.

Как выяснили следователи, тротиловый заряд весом в 400 гр прикрепили к днищу иномарки, скорее всего, на автомойке. Другое дело, что в этой истории было много странностей.

Сильвестра, который враждовал со многими ОПГ, обычно охраняло два десятка бойцов. Но именно в тот роковой день он почему-то оказался в машине один и без сопровождения. Версий у сыщиков было множество. Но имя заказчика покушения на короля столичного преступного мира так и осталось тайной.

Кстати, согласно одной из версий, заказчика, как и покушения, могло не быть и вовсе. Сильвестр, который уже чувствовал, как у него под ногам и горит земля, мог просто прихватить с собой огромные деньги, и под чужим именем скрыться за границей. А свое убийство просто инсценировал.

Тем более, что после взрыва Мерседеса там мало что осталось. Конечно, есть экспертиза и все такое. Но у Сильвестра было достаточно денег и связей, чтобы направить следствие в нужном для себя направлении.

Но это лишь одна из версий. Среди множества других есть, в том числе, и месть за убитых по его приказу людей. У того же Отари Квантришвили было немало влиятельных друзей. Почему бы и нет?

Удар по Березовскому

В очередной раз невидимая рука Сильвестра мелькнула в 1994 года, когда было совершено покушение на олигарха Бориса Березовского.

Тогда его компания  «Автомобильный российский альянс» разместила огромные деньги в «Московском торговом банке», который возглавляла супруга Сергея Тимофеева Ольга Жлобинская.

Но когда Березовский потребовал свои средства обратно, в банке начали придумывать разные причины, чтобы деньги не отдавать.

Подобные конфликты в то время решали чаще всего не в судах. Первым нанесли удар оппоненты Березовского, взорвав его Мерседес на Новокузнецкой улице в Москве. ЧП случилось 7 июня 1994 года.

И хотя взрыв унес жизнь водителя и ранил восемь человек, включая охранников и случайных прохожих, сам олигарх чудом уцелел.

Ни заказчиков, ни исполнителей взрыва тогда не нашли. Но мало у кого были сомнения по поводу того, чьих рук это было дело.

Убийство Влада Листьева

А вот в этом громком преступлении многие увидели руку уже самого Березовского. Известный журналист и на тот момент глава ОРТ Владислав Листьев был застрелен киллером подъезде собственного дома вечером 1 марта 1995 года.

У следствия была масса направлений, в которых можно было двигаться. Бескомпромиссный Листьев успел нажить себе немало врагов. Что касается возможной причастности к убийству Березовского, то мотив прослеживался.

Листьев пытался вернуть каналу контроль над рекламой и огромными денежными потоками за нее, которыми в то время заведовала, в том числе, компания олигарха. Однако, несмотря на большой резонанс, это дело так и не было раскрыто.

Ловушка для Дмитрия Холодова

17 октября 1994 года журналист «МК» Дмитрий Холодов погиб в Москве на рабочем месте от взрыва самодельной мины-ловушки, находящейся в портфеле.

Сразу после взрыва Дмитрий еще был жив, но спасти его не успели. Сердце журналиста остановилось из-за травматического шока и потери крови.

Портфель, в котором оказалась мина, Холодов забрал из камеры хранения Казанского вокзала. Некий доброжелатель позвонил журналисту и сказал, что в портфеле важные документы о том, как некоторые российские военные продают оружие чеченским боевикам.

Именно публикации о коррупции в российской армии и принесли  популярность Холодову, как журналисту. Но его убийство так и не раскрыли.

Расстрел вице-губернатора

18 августа 1997 года в 8:50 утра служебный автомобиль «Вольво», в котором находились вице-губернатор Санкт-Петербурга Михаил Маневич, его жена и водитель, во время выезда на Невский проспект расстрелял снайпер с чердака дома на противоположной стороне улицы.

В Маневича попал пять пуль, и он скончался по дороге в больницу. Супругу выжила, получив легкое ранение. На месте, откуда «работал» стрелок, нашли лишь автомат Калашникова югославского производства с оптическим прицелом.

Версий по поводу причин убийства чиновника у следствия было вагон и тележка. И все были связаны с его профессиональной деятельностью. Однако, преступление, несмотря на то, что его расследование курировали все, кто только мог, со временем плавно перетекло в разряд «глухарей».

Убийство Галины Старовойтовой

Известную правозащтницу и депутата Госдумы Галину Старовойтову подстерегли поздним вечером 20 ноября 1998 года. 52-летняя Старовойтова возвращалась домой в сопроводении своего помощника, и киллер не стал ждать, пока политик останется одна.

Каждый получил по несколько пуль. Старовойтова погибла сразу, а вот ее помощника 27-летнего Руслана Линькова врачи успели довездти до больницы и провести спасительную операцию.

Следователям, которые вели это дело, пришлось провести огромный объем работы. Правдолюбка Старовойтова мешала многим, многим наступила на больной мозоль. Так что, список потенциальных заказчиков мог быть весьма длинным.

Однако, выяснить имя того, кто направил киллеров к Старовойтовой, следствию так и не удалось. Наказали лишь исполнителей.

Спустя почти семь лет огромные сроки заключения получили орган изатор преступления Юрий Колчин и исполни тель  Виталий Акиншин. Второй киллер, Олег Федосов пропал, словно в воду канул. Причем, вполне возможно, по-настоящему.

Еще один установленный соучастник громкого убийства экс-депутат Госдумы Михаил Глущенко получил семндацть лет заключения.

Охота на легендарного майора

22 мая 2000 года в Тольятти был убит легендарный борец с организованной преступностью, майор Дмитрий Огородников. На его счету разоблачение и поимка многих бандитов лихих девяностых.

Опер стал по-настоящему занозой для лидеров ОПГ. На него была объявлена охота, несколько попыток оказались неудачными.

Но в 2000 году бандитам все-таки удалось убить героического майора. Киллеры обогнали «девятку» Огородникова на пустой дороге, подрезали и расстреляли из пистолета и автомата.

В оперативника, ставшего легендой еще пи жизни, попало тридцать пуль, шансов выжить не было ни каких. Позднее водителя и одного из киллеров поймали, и осудили пожизненно. Второй киллер и заказчик преступления Евгений Совков по кличке Совок перед судом так и не предстали, погибнув в бандитских разборках.

Полная версия