Последние трагедии с участием электросамокатов испугали всех. Не зря же 49% россиян выступают за значительное ограничение прав этого вида транспорта.
Проверки вне дорог
Недавние обыски в сервисе по прокату электросамокатов в Петербурге и задержание владельца пункта проката электросамокатов в Хабаровске – отголоски разных трагедий, но общей проблемы.
В первом случае двое юношей на электросамокатах сбили несколько прохожих на Невском проспекте, а одного из пострадавших сильно избили.
В отношении владельца пунта проката возбудили уголовное дело по статье «Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности».
Задержали и самих нарушителей, которые лихачили на многолюдном питерском тротуаре. Против одного из них, 21-летнего студента возбуждено уголовное дело по хулиганской статье.
В Хабаровске коммерсанта также могут осудить за оказание услуг, не соответствующих требованиям безопасности, несмотря на то, что это не владелец пункта, а собственный отец дал покататься на электросамокате 12-летней дочери, которая столкнулась с велосипедистом.
Прав нет, право ездить есть
Это далеко не единственные происшествия за последнее время с участием электросамокатов. Вообще, они уже успели стать настоящим ужасом и для пешеходов и для водителей.
В Волгограде подросток на электросамокате на полной скорости впечатался в женщину на зебре. В Петербурге девушка на электросамокате сбила 11-летнего велосипедиста.
Мальчик получил тяжелые травмы, в отношении девушки возбуждено уголовное дело по статье «Причинение тяжкое вреда по неосторожности».
Электросамокаты стали популярными не так давно. Но теперь этот вид транспорта буквально встречается на каждом шагу. Действительно, он очень удобен на коротких дистанциях, ему не страшны пробки, ведь всегда можно съехать с шоссе на тротуар и обратно.
Только беда в том, что за электросамокатом забыли закрепить хоть какой-нибудь статус. Автоматически возвели его в ранг велосипеда, и дело с концами.
Электросамокаты и гидроскутеры покупают сегодня все, кому не лень, даже толком не умея на них кататься. Как следствие, сбивают пешеходов на тротуарах и сами попадают под колеса машин на проезжей части.
Существуют ли у электросамокатчиков вообще какие-либо права и обязанности? По сути, нет. Понятно, что владелец такого транспорта может двигаться там же, где идут обычные люди, потому что нигде, кроме как по тротуарам, такой транспорт двигаться не может.
С другой стороны юристы отсылают нас к ПДД, где черным по белому прописано: это двух- или трехколесное транспортное средство, способное разгоняться не более чем до 50 км/ч, и имеющее двигатель внутреннего сгорания 50 «кубиков» объёма или электродвигатель с максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки от 250 Вт до 4 кВт, называется мопедом.
Многие электросамокаты и гидроскутеры под эти нормы вполне подходят. А значит, их владельцы должны получать права категории М.
Без них они не имеют никакого права выезжать на дорогу и в случае ДТП будут признаны виновными. Но чаще всего им удается убедить правоохранителей, что их средство менее мощное, чем мопед.
Вот так, лавируя между законами, самокатчики лавируют и между проезжей частью и тротуаром, то притворяясь пешеходами на колесах, то демонстрируя свое стремление стать полноправными участниками автомобильного движения.
В итоге на тротутарах от них житья нет пешеходам, которые чувствуют себя словно жертвы охоты на асфальте. А на проезжей части водители боятся их, как огня. Во-первых, те лихо подрезают автомобилистов, создавая аварийные ситуации. Во-вторых, сами все время норовят попасть под колеса. Поди потом докажи, что ты не верблюд.
Гибнут сами, губят других
Согласно статистике ГИБДД, за последние два года в ДТП с участием электросамокатов погибло десять человек. Вроде бы немного, хотя за каждой трагедией человеческая жизнь.
Однако, с учетом растущей популярности этого «микротрансопрта» и хаоса, творящегося вокруг него, эта печальная статистика готова расширяться.
Ее не так давно едва не пополнил солист балета Мариинского театра Давид Залеев, который пострадал в результате падения с самоката и позже какое-то время даже пребывал в коме.
И хотя ряд специалистов справедливо утверждает, что при столкновении с пешеходом электросамоката его водитель страдает едва ли не больше, вряд ли этого легче самому пешеходу.
А так как количество несчастных случаев растет, власти ряда городов уже самостоятельно задумались о регулировании езды на этом виде транспорта.
Например, в Москве, где число таких ДТП выросло на 70%, предлагают сделать так, чтобы используемые на проезжей части электросамокаты регулировала ГИБДД, а в пешеходных зонах ограничить их движение скоростью пешеходного потока и двадцатью пятью километрами в час для прокатных электросамокатов.
Особой зоной риска называются придомовые территории и выезд с прилегающей территории, где фиксируется больше всего аварий, а также пешеходные переходы, потому что пользователи электросамокатов игнорируют правило пересекать их пешком.
Ну, и, конечно, сами тротуары. Далеко не все водители электросамокатов рискуют выезжать на проезжую часть, предпочитая ездить по пешеходным зонам, подвергая риску уже самих пешеходов.
А ведь, кажется, на тротуарах и на пешеходных переходах уже ничего не грозит. Так думала и молодая москвичка Екатерина А., которая дождалась зеленого сигнала светофора, убедилась, что все авто встали, и вступила на проезжую часть.
И тут же в нее на полном ходу врезался электросамокат, водитель которгоо, видимо, не считал себя полноценным участником дорожного движения. Чудом девушка избежала переломов, отделавшись синяками и ссадинами и двухнедельным постельным режимом.
А вот москвичка Анастасия Н. «познакомилась» с этим видом транспорта, когда сама была за рулем. Она ехала по своей полосе, когда справа от нее вынырнул электросамокат, водитель которого пошел на обгон, а потом резко выскочил на ее полосу, прямо перед капотом машины Анастасии.
Чудом она успела затормозить и не раздавить наглеца. Но так бывает далеко не всегда. Примером тому служат смерти и загубленное здоровье людей.
Как прекратить анархию?
По мнению экспертов, проблема с ДТП с участием электросамокатов состоит в том, что управление такими транспортными средствами в России пока никак не регламентировано.
Их популярность растет не по дням, а по часам. А законодательного регламента фактически никакого. И сейчас, когда проблема вдруг возникла, власти различных уровней решают, что с этим делать: то ли приравнять их к велосипедам, то ли включить в список полноправных транспортных средств со всеми вытекающими – обучением, экзаменами, правами и госномерами.
Рассматриваются и различные ограничительные меры - и по скорости, и по возрасту водителей, и по ответственности в случае ДТП и нанесения кому-то травм.
Однако, ряд экспертов сомневается в эффективности таких ограничений. Ведь джина из бутылки уже выпустили. То есть, людям сначала дали возможность ощутить все прелести этого вида передвижения, и лишь потом решили, что его необходимо регламентировать.
Задним умом мы все хороши
Чтобы привести в порядок эту сферу, нужно повышать культуру катания на электросамокатах, сознательность наших граждан. Но на это могут уйти годы. Сколько за это время погибнет людей, сколько будет покалечено?
То, что полноценное правовое регулирование и правоприменительная практика необходимы для водителей средств индивидуальной мобильности (СИМ) - самокатов и гироскутеров, сегодня уже все понимают.
Законодатели и отдельные ведомства уже работают над определением статуса электросамоката в правилах дорожного движения. А пока все еще неопределенно с будущим статусом электросамокатов, надежней действовать проверенным методом запретов.
Примечательно, что произошло это в городе, где таких аварий и происшествий происходит чуть ли не больше всего. В Петербурге с 9 июня всем компаниям проката самокатов запрещено сдавать их в аренду.
Мяч на стороне законодателей, теперь слово за ними. А пока охота водителей электросамокатов на прохожих продолжается…