Москва
3 января ‘25
Пятница

Рекордная добыча угля в России поставила в тупик железнодорожную отрасль

Дефицит газа в мире возродил неслыханный спрос на уголь, добыча которого в России достигла невиданного уровня. Но возникла другая проблема

Российские производители твердого топлива спешат воспользоваться скачком цен на свой продукт и заработать на этом. Однако, добыть уголь и найти для него покупателя казалось намного легче, чем уголь вывезти с карьеров.

Рекордная добыча топлива привела к неожиданной проблеме –дефициту подвижного состава и, в частности, полувагонов, в которых обычно уголь и перевозят по железной дороге.

Одной из причин такого дефицита стала… пандемия коронавируса. В самый ее разгар объемы грузовых перевозок заметно упали, операторы отправили часть ставшего нерентабельным подвижного состава в далекие отстойники - что-то на ремонт, что-то в утиль.

Но спрос на уголь внезапно породил повышенный спрос и на вагоны. Но перевозчики оказались не готовы оперативно предоставить угольщикам необходимое количество подвижного состава.

И хотя в том же РЖД сообщают, что общее число грузовых вагонов давно перевалило за цифру в миллион двести тысяч, из которых примерно половина – это полувагоны, судя по жалобам угольщиков, их все равно не хватает.

По мнению специалистов, прямо здесь и сейчас необходимо еще примерно двадцать – двадцать процентов полувагонов сверху имеющихся. Но большинство вагонов, стоящих в запасе, требуют ремонта.

Причем, ремонта не быстрого и не дешевого. И такой ремонт едва ли окупится за счет перевозки угля. Потому операторы и не спешат кидать все и выводить вагоны из отстойников на радость угольщикам.

Но некоторые вагоноремонтные предприятия нашли выход - на фоне увеличения спроса на полувагоны увеличили стоимость своих услуг. Это значит, что потратив больше на ремонт, и перевозчики будут брать за доставку грузов дороже.

А это фактически обнуляет прибыль угольщиков даже на фоне того, что сегодня европейские и азиатские потребители готовы покупать твердое топливо чуть ли не по любой цене.

Вот и получается некий замкнутый круг. Уголь есть, спрос на него большой. А доставить его к покупателям в нужных объемах не представляется возможным.

Полная версия