Курс Брюсселя на снижение парниковых выбросов и последующий полный отказ от атомной энергетики неожиданно не поддержали сразу семь членов Евросоюза.
Скандал в общем европейском семействе начался с того, что Франция, Чехия, Польша, Румыния, Венгрия, Словакия и Словения обратились к Еврокомиссии с официальным письмом.
Власти этих государств высказали свою тревогу тем, что из-за существующей политики ЕС сильно ограничены в выборе между различными источниками энергии и определении собственной структуры энергопотребления.
В общем, эти страны выступили против того, чтобы причислить АЭС к «грязным» видам получения энергии, от которых необходимо избавиться как можно скорее.
И далее идут требования: отменить тотальный запрет АЭС и приравнять атомную энергетику к «низкоуглеродным технологиям».
Поводом для бунта стал новый закон о «зеленом финансировании», который вскоре должны выпустить в ЕС. Пока он еще только обсуждается, ибо, даже по нему у сторонников нет общего мнения по многим вопросам.
Именно согласно будущему закону будет определяться, в том числе, и порядок распределения миллиардных инвестиций на «низкоуглеродные проекты».
И, судя по всему, атомные электростанции в этот список не войдут. Понятно, что после выхода закона ядерной энергетике будет подписан окончательный и бесповоротный приговор.
Понятно, и желание ЕС уменьшить выбросы парниковых газов. Однако, стоит учитывать, что в настоящее время не менее 25% всей потребляемой на территории ЕС электроэнергии приходится как раз на АЭС. Это в среднем.
А во Франции это 70%, в Словакии - 56%, в Венгрии - 48% и так далее. Поэтому и не удивительно, что бунт на корабле подняли именно те страны, для которых АЭС - вещь жизненно необходимая.
И полная замена ядерной энергетики энергетикой зеленой обойдется бюджетам в десятки, если не сотни миллиардов евро.
Также стоит сказать, что полный отказ от ядерной энергетики, за который ратуют отдельные сторонники «зеленого курса» может привести к глобальному промышленному коллапсу в вышеперечисленных странах. Фактически это может отбросить их на пару веков назад, в эпоху свечей.
Да и что делать с тем же транспортом? Как заменить сразу все десятки миллионов двигателей внутреннего сгорания? Временно перейти на конные экипажи?
Сейчас в Брюсселе идут жаркие споры, и защитники АЭС упирают на то, что объемы выделяемых ими парниковых газов не слишком велики.
Но у них немало сильных противников, которые громко говорят о рисках повторения катастроф, подобных Чернобыльской, а также о накоплениях ядерных отходов.
Тем не менее, мятеж семерки стран-защитниц АЭС продолжает набирать обороты. И не исключено, что к бунтовщикам присоединится кто-то еще.
Слишком уж дорого начинает обходиться для некоторых государств пребывание в Евросоюзе, где общее мнение привыкли не обсуждать, а навязывать.