Обходной маневр Украины не спасет порты Литвы после ухода России
Судорожные попытки Вильнюса заменить чем-то ушедший российский транзит больше напоминают крик отчаяния.
Недавно министр транспорта Литвы Марюс Скуодис заявил, что Клайпедский порт может стать северными торговыми воротами Украины.
Якобы, таким образом, главная морская гавань республики сможет компенсировать потери, связанные с уходом российских и белорусских грузов.
Однако, глава Центра политэкономических исследований Института нового общества Василий Колташов довольно скептически отнесся к такому плану спасения. И для этого есть несколько причин.
Во-первых, доля украинских грузов, идущих через Клайпеду, ничтожно мало. К пример, их объем от общего транзита в 2020 году составила меньше процента. Точнее, 0,9%.
А нынешние возможности украинской экономики едва ли способны обеспечить литовца серьезный прирост грузопотока. Как минимум, до российского объема украинцам при всем желании не дотянуть.
Во-вторых, чтобы перевалывать свои грузы через Литву, Незалежной придется для конечной доставки использовать территорию Белоруссии. А здесь, скорее всего, возникнут проблемы.
Суть в том, что за последнее время Вильнюс и Киев совершили в отношении Минска ряд недружественных политических выпадов.
В частности, власти Литвы и Украины поддержали недавние протесты в Белоруссии, фактически поставив под сомнение легитимнось президента РБ Александра Лукашенко.
Конечно, у Киева остается запасной вариант. Обходной путь через Польшу. Но в этом случае, вне всякого сомнения, произойдет серьезное удорожание транзита. Так что, такой обходной маневр будет просто невыгоден украинцам. Это в-третьих.
А в-четвертых, у Незалежной есть собственные морские порты, и им дешевле осуществлять транзит, к примеру, через свой Одесский порт.
Так что, все, чем может Украина помочь Литве в данной ситуации, это сочувствием и моральной поддержкой. Только вот реальные доходы в литовскую казну это едва ли принесет.