Тюремный обман: как телефонные мошенники в робах обнуляют счета россиян
Ежегодно аферисты под видом сотрудников банков воруют у граждан миллиарды рублей. При этом многие обманщики наживаются на нас, находясь за решеткой.
Звонок с «горячей» линии
Как-то вечером москвичке Евгении позвонили с номера горячей линии банка. Голос на том конце провода поинтересовался, подтверждает ли она денежный перевод на Qiwi. Девушка перепугалась, так как ничего такого не делала. И стала отрицать свое участие в платеже.
Тогда собеседник предложил перевыпустить карту, чтобы уберечься от мошеннических действий со стороны третьих лиц. Евгения дала свое согласие.
В ходе беседы ее спросили, в каком банке она обслуживается. Уже тогда она должна была что-то понять. Если ей звонили из ЕЕ банка, зачем спрашивать, в каком банке зарегистрирован ее счет?
Но Евгения ничего не заподозрила. Она назвала банк, в которо обслуживалась, и ее тут же шокировали. Якобы там произошла массовая утечка данных и надо срочно заблокировать ее карту. Собеседник сказал, что сейчас свяжется с банком и Евгении позвонит их представитель.
И действительно, через пару минут с ней связался «менеджер» банка, который пояснил: чтобы сохранить свои деньги, их необходимо перевести на какую-нибудь другую карту. Пообещал, что создаст для клиентки новый личный кабинет, даст новые логин и пароль.
Евгения провела все операции, перевела все свои средства с нескольких карт на одну. А уже спустя несколько часов девушка стала странные СМС от банка об остатке на счете. Текст последнего сообщения гласил, что операция заблокирована, так как суточный лимит был превышен.
Евгения зашла в личный кабинет своего банка и увидела, что было сделано три перевода на общую сумму 98 тыcяч рублей. Без ее участия. Просто деньги ушли с ее карты на какие-то другие счета.
Москвичка позвонила в финансовое учреждение, рассказала свою историю. Но ей пояснили, что из банка ей никто не звонил, а номера, с которых звонили ей, на их банке не числятся.
При этом Евгения поняла, что деньги вернуть можно лишь в одном случае – если сторона-получатель согласиться откатить операцию назад. Но едва ли мошенники дадут на это согласие.
Печальная статистика
Случай обманутой москвички – далеко-далеко не единичный. Телефонное мошенничество стало настоящим бичом российского банкинга. Сложно сказать наверняка, как часто и как много денег воруют ложные сотрудники кредитных организаций. Ведь точные цифры, вероятно, известны только банкам. А банки сор из избы выносить не любят. Имидж берегут.
Однако, независимые эксперты считают, ч то речь идет о миллиардах рублей ежегодно. И этот «девятый вал» становится все выше.
В МВД России, к примеру, поясняли, что количество преступлений, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, каждый год повышается в разы.
Причиной роста в прошлом году силовики называют пандемию. Люди засели дома на самоизоляции и стали больше времени уделять социальным сетям. Вот и натыкаются на ловких аферистов, умеющих сделать предложение, от которого трудно отказаться.
Ловкачи из-за «колючки»
По словам экспертов, значительный объем телефонных афер обделывается в колониях. То есть, в местах, где пользование телефонами вроде бы как запрещено. Поговаривают, что в зонах и тюрьмах функционируют сотни коул-центров по обману граждан.
Да не только поговаривают, но иногда их и разоблачают. Например, летом прошлого года в ходе обысков, инициированных Сбербанком, в знаменитой московской «Матросской тишине» был обнаружен целый улей мошенников.
Проверяющие нашли сотни телефонов, устройства для выхода в Интернет, наушники и микрофоны, как у операторов настоящей службы поддержки.
Чуть позже Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН) прошлась «частым гребешком» по не менее легендарной «Бутырке», и изъяла десятки мобильников, сотни сим-карт, и те же устройства для работы в Сети.
Как все это «добро» попадает в тюрьмы и колонии? Это уже вопрос к сотрудникам данных учреждений.
Но сотрудники служб безопасности различных банков, чьих клиентов обманули телефонные мошенники, при помощи правоохранительных органов не раз вычисляли «точки», с которых звонили гражданам.
И эти «точки» находились за колючей проволокой. Случаев обмана - тысячи. Выявленных случаев – единицы.
«Бизнес», не выходя из камеры
В некоторых источниках отмечается, что на сленге зэков телефонное мошенничество называется «алё-малё». Однако, заниматься им сможет далеко не каждый зек. Те сидельцы, для которых тюрьма – дом родной, уже давно забыли нормальный язык, и общаются исключительно по «фене».
Понятно, что с блатным жаргоном клиентов не найдешь. Так что, те ловкачи, которые в тюрьмах и колониях организовывают весь этот процесс, обычно привлекают к «работе» первоходов», тех, кто попал за решетку по глупости или не тяжким преступлениям. Например, самый обычный человек выпил, сел раз руль, сбил насмерть человека. Попал в колонию. Он говорит нормальным языком. Да и он и «фени-то» не знает.
Для того, чтобы убедить заключенных заниматься телефонным мошенничеством, у блатных в зоне есть разные методы убеждения. Жесткие и некрасивые. Потом не отмоешься. Так что, от подобных предложений обычно не отказываются. Себе дороже.
Схемы обмана в зонах испльзуются стандартные. Мошенник звонит жертве, представляется сотрудником банка, пугает ее несуществующими подозрительными операциями, а потом предлагает перевести деньги на заранее подготовленный якобы резервный и безопасный счет.
В другом случае заключенные делают СМС-рассылку. Текст старательно стилизуется под формат банковских уведомлений. Зачастую это сообщение о неожиданном списании денег.
От депеши кредитной организации такое СМС отличается только одной деталью - просьбой перезвонить по озвученному номеру для отмены операции. Разумеется, на том конце провода жертву поджидает сладкоголосый оборотень, представляющийся сотрудником банка, который начинает обработку клиента.
Самыми лакомыми жертвами для мошенников являются пожилые люди. В этом случае аферист также представляется сотрудником банка и под разными предлогами убеждает жертву вместе с ним пройти регистрацию в онлайн-банке. Разумеется, когда человек делает всё под диктовку, мошенник автоматически получает доступ к личному кабинету жертвы.
В общем, тюремные коул-центры трудятся на полную катушку, а мы продолжаем верить, пополняя счета аферистов.