Жизнь после судимости: как возвратиться в общество с приговором в судьбе
Покидая колонию после отбытия срока, начать новую жизнь непросто даже при большом желании. На вчерашнего зека смотрят с подозрением все, включая работодателей.
Налево пойдешь - работу не найдешь
Факт известный, что многие работодатели не горят желанием брать себе сотрудников из вчерашних заключенных. Причем, речь не идет о каких-то отпетых уголовниках, у которых по пять «ходок» за плечами, тело все в «росписях» и нескрываемый блатной жаргон.
Клеймо бывшего сидельца стоит на всех, кто отбывал срок. И на убийцах, и на воришках, и на тех, кто отсидел за пьяную драку или сбитого на машине человека. То есть, под общее негласное правило «не брать уголовников» на работу попадают и люди, просто однажды оступившиеся.
Результат такого «заговора» работодателей приносит плачевные плоды. Выходя на свободу, граждане не могут начать жизнь с нуля. Не находя работу, пытаются заработать незаконно, а иногда просто спиваются.
Рушатся семьи, а однажды оступившиеся люди вновь попадают за решетку, словно подтверждая неписанный закон о том, что тюрьма не исправляет, а наоборот, затягивает.
Сегодня и человеку с незапятнанной репутацией отыскать работу непросто. Что уж говорить о тех, на ком клеймо зоны? Трудно найти бывшего сидельца, который хотя бы раз не сталкивался с непредвзятым к себе отношением со стороны нанимателя.
Речь не идет даже о каких-то серьезных специальностях. Сторожем или дворником за гроши, и то не всегда устроишься. И ладно, если при найме кто-то из работодателей поинтересуется статьей, по которой потенциальный сотрудник отбывал наказание.
Может, у него была условка за ДТП с последствиями. Но на него уже смотрят косо. И даже если что-то на предприятии случилось, например, пропало что-то, в первую очередь подозревать будут бывшего сидельца.
Крик отчаяния
В подтверждение этого рассказ пермяка Игоря: «Я был раньше судим за избиение человека по пьяному делу. Отсидел, вернулся, решил начать нормальную жизнь. У меня разряд фрезеровщика, но потыкался - нигде не хотят брать, узнав, что с зоны только что.
Кое-как устроился грузчиком. Сахар из фур выгружал. Деньги неплохие, хотя и тяжело. А потом два мешка сахара не досчитались. Хозяин скандал не стал поднимать, и заявление в органы не подавал. Но меня первым делом уволил. Даже не разбираясь. Теперь снова ищу работу…».
В Сети можно отыскать массу таких душещипательных историй, где вчерашние сидельцы рассказывают о себе, о семьях, которые теряют из-за отсутствия работы. Да и из-за себя, в том числе. Просто многих проблемы ломают. Кто-то уходит в запой, кто-то идет грабить и воровать.
Да, юристы говорят, что судимость в прошлом не может быть поводом для отказа при приеме на работу. Но ведь вчерашним зекам и не всегда об этом говорят открыто. Можно найти десятки причин для отказа, держа в голове всего одну.
Да, и, в общем-то, в Трудовом кодексе РФ есть перечень сфер, где лица, имеющие или имевшие судимость, подвергавшиеся уголовному преследованию, не имеют права трудиться.
Под такие ограничения попали преподавание и воспитательная деятельность, транспортная безопасность. Но, как выясняется, подделывая документы, попадают и в школы педофилы. Да и уголовники пассажиров возят.
А потом нападают на них, грабят, калечат, насилуют. Не зря же законодатели озадачились проектом запретить гражданам, имеющим судимость, работать таксистами.
Также бывшим заключенным запрещено занимать должности специалиста авиационного персонала и службы авиационной безопасности, быть гражданским служащим, быть призванным на военную службу или проходить военную службу по контракту.
В общем, есть ряд категорий, куда при найме среди прочих документов обязательна справка о наличии или отсутствии судимости. В большинстве других закон не предусматривает этого.
То есть, если работодатель при собеседовании потребовал такую справку, можно обратиться с жалобой в инспекцию труда или прокуратуру. Только очень редко кто-то это делает.
Зачем? Сюда уже все равно не возьмут. Придумают другую причину. А если даже против воли и возьмут, жизни там точно не дадут. Потом сам побежишь оттуда.
Кирпич класть или пойти украсть?
Поэтому можно говорить, что при выборе профессии перед бывшим нарушителем закона выбор встает небольшой. Вчерашних заключенных более-менее охотно берут на рабочие специальности, не требующие большого опыта и ответственности. Хотя в зону попадают не только отпетые воры и бандиты, но и опытные специалисты.
Но при желании, утверждают эксперты, любой человек, вернувшийся из колонии, может найти себе работу на заводе, стройке, техобслуживании. То есть, те специальности, в которых у нанимателя минимальные требования к личностным качествам соискателя, и полностью или частично отсутствует материальная ответственность.
Несмотря на то, что часть профессий данных сфер деятельности не является прибыльной, у бывшего нарушителя закона есть шанс хорошо зарекомендовать себя и продвинуться в дальнейшем по служебной лестнице. Ну, или, по крайней мере, хоть что-то зарабатывать на первое время, и гнать от себя мысли о возвращении на криминальную дорожку.
Кто хочет, тот сможет
На самом деле говорят, что если человек попал в тюрьму случайно, а до приговора привык трудиться, он и после выхода на свободу найдет себе дело.
Например, Виктор К. из Красноярского края до роковой драки по пьяному делу трудился на большом автопредприятии. Был главным по гаражу, командовал слесарями, сам в моторах разбирался прекрасно.
Когда по дурости отсидел два года и вышел, первым ему позвонил его бывший начальник, и сказал: «Витя, без тебя в гараже все из рук валится. Выходи поскорей на работу».
Бесспорно, многое зависит от самого человека. В Подмосковье сосед пожалел бедолагу, мыкавшегося после тюряги. Взял его к себе на стройку охранником. Недели две тот выходил на смену. А однажды ночью договорился с дружками и вывез со стройки на грузовике стройматериала на кругленькую сумму.
А Андрей из Брянска, который работает в Москве вахтовым методом, тоже сжалился над земляком Александром. Тот после зоны остался без работы и фактически без жилья. Вот Андрей и предложил товарищу поехать с ним.
В столице «хозяин» снимал бригаде из восьми человек «однушку» на окраине города. Работяги время от времени одного из них оставляли дома на весь день – обед приготовить, прибраться и т.д.
Однажды остался Александр. Когда все остальные после смены прибыли вечером на квартиру, там не было ни их личных вещей, ни средств гигиены, ни денег. Хорошо хоть, документы работяги с собой возили.
Многие бывшие сидельцы сами осложняют себе жизнь, скрывая судимость в тех случаях, когда об этом спрашивают. Когда это вскрывается, люди видят в них обманщиков, которым сложно доверять.
Хотя в больших организациях, где есть собственные службы безопасности, наличие судимости вполне легко «побивается» через базы МВД. Так что, и идти туда на собеседование даже не стоит.
А так, говорят, кто хочет, тот работу себе найдет. Понятно, что даму, отсидевшую за хищение или воровство, не возьмут кассиром. А угонщику вряд ли доверят охранять автостоянку.
Но если человеку нужно заново встать на ноги, иметь хотя бы какой-то первоначальный заработок, грузчиком на рынке всегда можно иметь на хлеб. А дальше жизнь покажет.
Кто-то скажет - я до отсидки был ведущим инженером или экономистом. А тут в грузчики. Но ведь никто и не говорил, что будет легко. Человек изначально должен понимать, что на свободе никто, кроме самых близких, не ждет его с распростертыми объятиями. Это как жизнь с нуля. Свое место под солнцем нужно завоевывать заново.
Как пример, Алексей Ч. из Воронежской области. Хороший мастер, который чинит любую бытовую технику, попал на три года в колонию. В соседом по-пьяни (ох уж эта водка) поцапался, ну, и спустил того с лестницы. А тот поломался сильно.
Вот и отправился Алексей за нанесение увечий в места не столь отдаленные. А когда вышел, приткнулся к частнику одному пылесосы да стиральные машины ремонтировать. А спустя год, подзарабаботав, открыл уже свою небольшую фирму.
Так что, кто ищет, тот найдет. Остальные или спиваются, пополняя многочисленные ряды российских бомжей, или отправляются обратно на зону.