Заявление Ирана о намерении вступить в ЕАЭС, открывает новые перспективы не только для Тегерана, но и других участников Евразийского экономического союза.
На данный момент в ЕАЭС входят Казахстан, Киргизия, Армения, Белоруссия и, понятное дело, Россия. Как видим, все это республики бывшего СССР.
И даже в качестве наблюдателей в организации участвуют «бывшие» - Молдова и Узбекистан. Если не считать еще одного наблюдателя в лице Кубы ЕАЭС можно было назвать чем-то вроде СНГ-2.
Но теперь эта «лига», скорее всего, расширится. Иран заявил о желании вступить в организацию на правах постоянного участника. Зачем это нужно самому Тегерану, и какие перспективы открывает и для него и для других членов этого союза?
Что касается Ирана, то желание страны более чем понятно. Государство с огромным 80-миллионным населением, обладающее колоссальными запасами углеводородов, заметно подсело за последние десятилетия по причине нескончаемых западных санкций.
Когда-то Барак Обама, будучи президентом США, воспользовался тонкостями «ядерной сделки», и добился снятия ряда ограничений в торговле Ираном нефтью и газом. А это, между прочим, осовной доход страны.
Жизнь людей начала на глазах налаживаться, благостостояние выросло. Но затем в Белый дом пришел Дональд Трамп и вернул все санкции на круги своя. С тех пор ВВП Ирана резко пошел вниз.
Сейчас Америку возглавил Джо байден, который на словах пропагандирует сближение с Тегераном, а на деле демонстрирует еще большее давление на арабское государство.
В общем, иранским властям стало понятно, что ждать милости от Вашингтона не стоит, и назрела острая необходимость искать иные пути решения накопившихся проблем.
По словам специалистов, интеграция Ирана с ЕАЭС позволит стране сразу несколько минусов превратить в плюсы.
Во-первых, вступление в этот союз станет для Тегерана хорошим козырем в будущих переговорах с Вашингтоном, который категорически против сближения Ирана прежде всего с Россией.
Во-вторых, Тегеран получит новый рынок сбыта для своего сырья, ибо, из-за все тех же санкций он многих направлений сейчас лишен.
В-третьих, участие в ЕАЭС отчасти удовлетворит потребности Тегерана в увеличении расчетов в национальных валютах в обход американского доллара, и, соответственно, уменьшит зависимость от него экономики страны.
Тем более, санкции изрядно повлияли на поступление в иранскую казну долларовых доходов, что привело к большому дефициту пока еще главной мировой валюты.
А это, в свою очередь, стало одной из причин стремительной девальвации иранского риала, критического роста инфляции и значительного подорожания импортных товаров и продуктов питания.
По этим причинам население с каждым годом беднело, внутри страны росли протестные явления. До настоящего социального взрыва еще далеко, но он непременно произойдет, если не начать менять ситуации прямо сейчас.
Стремление стран-членов ЕАЭС рассчитываться по сделкам между собой в национальных валютах поможет Ирану стабилизировать курс своего риала и со временем улучшить торговый баланс.
В общем, по всему видно, что для задушенного санкциями Ирана вступление в ЕАЭС станет своего рода вторым дыханием для экономического рывка вперед. Но что это дает другим участникам союза, и, прежде всего, его «первой скрипке» - России?
Специалисты не сомневаются в том, что принятие Ирана в ряды Евразийского экономического союза дает РФ большие перспективы. Прежде всего, это сделает сам союз более сильным и географическим широким, заставив задуматься о примере Ирана и другие страны.
Ведь, по большому счету, большая часть нынешних участников ЕАЭС переживает далеко не лучшие экономические времена. А с другой стороны, есть на азиатском континенте серьезные игроки, присутствие которых в союзе было бы большим подспорьем.
Но даже вступление одного лишь Ирана с его огромными запасами углеводородов может стать настоящим драйвером для дальнейшего развития ЕАЭС.
В географическом плане его границы будут начинаться от Арктики и до Персидского залива и дальше до Индийского океана. И именно через Иран Россия получит прямой доступ к одному из главных рынков мира - Индии.
Москва и Нью-Дели и без того плотно сотрудничают почти во всех сферах. А прорубленное окно в Индийский океан может помочь России подвинуть своих конкурентов в борьбе за этот рынок.
И, конечно же, нельзя обойти стороной политический фактор. Иран был, есть и будет оставаться врагом США и его серьезным противовесом на Ближнем Востоке. Но сейчас он там фактически один. Против него не только Израиль, но и другие арабские государства.
России это будет выгодно потому, что с Ираном мы давно сотрудничаем. Но из-за тех же санкций против него много теряем на бизнесе в этой стране. Теперь мы может сотрудничать в рамках единого союза, в котором Америка и ее союзники не мешаются под ногами.
Кстати, с учетом того, что появление России в Индийском океане будет выгодным и Нью-Дели в ее военно-торговом противостоянии с Китаем, как знать, не станет ли именно для Индии заразительным пример Ирана?
В этом случае ЕАЭС по своей мощи может дать фору любому другому международному объединению, включая НАТО, Евросоюз и так далее.
Теперь остается ждать, когда Тегеран примет окончательное решение о вступлении в Евразийский экономический союз, после чего уже начнется реальная интеграция.
Этот процесс очень небыстрый и громоздкий. Но если он направлен на позитивные геополитические и экономические изменения всех стран-участниц, оно того будет стоить.