Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Литва обиделась на Белоруссию

В Вильнюсе расстроены и даже возмущены недавним соглашением между Москвой и Минском о перенаправлении транзита нефтепродуктов в морские гавани РФ.

Власти Литвы восприняли подписание соглашения между Россией и Белоруссией с миной удивления на лицах, и были в этот момент похожи на коммунальщиков, для которых зима всегда наступает неожиданно.

А между тем, и зима приходит, согласно прогнозам, и о подписании соглашения между РФ и РБ было известно давно. Не ясной оставалась лишь дата. Так что, разыгрывать удивление, и уж тем более обиду Вильнюсу не пристало.

Понятно, что пока не весь белорусский транзит уходит из литовских портов, а лишь около десяти миллионов тонн нефтепродуктов. Но ведь всем сегодня понятно, что это только первый шаг. И он трудный самый. Дальше будет легче.

Дальше из Литвы могут уйти белорусские удобрения, которые вкупе с другими грузами обеспечивали треть перевалки Клайпедского порта, и давала хорошие деньги в местную казну.

Главным поводом для обиды Вильнюса на Минск стал тот факт, что решение об уходе из Литвы было политическим, а не экономическим. Мол, мы тут старались, все условия белорусам создали. А они взяли и в Россию ушли.

С учетом того, что Минску за транзит через проты РФ (по крайней мере, пока) придется платить едва ли не больше, чем литовцам, решение действительно видится политическим.

Но ведь эту политическую подоплеку создал сам Вильнюс. Литва не признала Александра Лукашенко легитимным президентом, ратует за увеличение санкции против РБ, пригревает у себя оппозиционеров вроде Тихановской.

Понятно, что белорусские власти после этого начали всерьез задумываться о том, что своим транзитом они фактически пополняют бюджет враждебного государства. Надо искать замену. Хотя зачем искать, если Россия давно стояла в очереди. Нужен был лишь толчок. И Вильнюс его сделал. Сам, своими руками.

Поэтому публичное возмущение министра коммуникаций и транспорта Литвы Марюса Скуодиса о том, что Минск ушел к России по политическим мотивам, а не руководствовался экономическими аргументами, изрядно запоздало.

Такие шаги Александра Лукашенко можно было предусмотреть заранее. Нельзя ведь с одной стороны не признавать власть Белоруссии, а с другой стороны требовать от нее выгодных партнерских отношений. Так что, литовская сказка закончилась, И, увы, для Литвы без хеппи-энда.

Полная версия