Обрушение экономики в Литве, Латвии, Эстонии и Молдавии заставляет их власти обвинять во всех бедах Россию. Отчасти это так и есть.
Есть большое опасение, что в самом ближайшем будущем по территории Молдовы перестанут ходить поезда. Вообще.
Находящаяся в глубочайшем кризисе «Молдавская железная дорога» массово сокращает работников и отчаянно распродает свое имущество, пытаясь хоть как-то свести «дебет с кредитом».
Точь-в-точь такая же ситуация в Прибалтике. К примеру, «Латвийская железная дорога» уже распродает рельсы и колеса на металлолом.
По большому счету, на территории большинства республик бывшего СССР, отвернувшихся от предложенной Москвой дружбы, наблюдается кризис.
Сколько радостного воя было тогда, в 1991-м, когда все вдруг получили свободу и независимость. Причем, помимо свободы, получили и все советское наследие в виде заводов, пароходов и прочих немалых активов. Да только вот правильно распорядиться ими мало кому удалось.
Сами делать этого не научились, а Запад в них инвестировать не планирует. Советская инфраструктура в странах бывшего СССР практически разрушена, а строить новую на территориях не слишком надежных партнеров Западу не хочется.
Одной из самых пострадавших на постсоветском пространстве стала железная дорога. После развала СССР Россия провела серьезную модернизацию в этой сфере. Тоже далеко не сразу. Девяностые были тяжелым временем, когда страна не жила, а выживала.
Но в начале века Российская Федерация преодолела большинство «заболеваний» и начала постепенное движение вперед, усовершенствовав, в том числе, и свои железные дороги.
В Кишиневе решили, что и так сойдет. И сегодня там имеют то, что имеют. Поездка на поезде становится смертельной опасной. Никто не знает, чем закончится очередной железнодорожный вояж по стране.
Да и откровенно русофобская Прибалтика долгое время жила, как в сказке. С одной стороны ЕС денежками помогал. С другой стороны Россия своим транзитом подкармливала.
И никто в регионе не верил, что эта кормушка однажды превратится в разбитое корыто. Мол, куда русским деваться, кроме наших портов? Оказалось, деваться есть куда.
А теперь еще и Белоруссия объявила о грядущем переходе на транзит через российские гавани. И Казахстан бизнес в Прибалтике сворачивает. И их порты стали полупустыми. А следом всерьез «подсела» и железная дорога.
И выходит, остается Литве, Латвии и Эстонии жить лишь за счет европейских траншей. Заодно и гадать - дадут или не дадут. Если дадут, то сколько. Это уже похоже на подаяние.
По большому счету, эксперты оценивают нынешнее состояние экономики Молдавии и стран Прибалтики, как максимально близкое к коллапсу.
Но главная проблема этих стран в том, что их власти не ищут реальных выходов из сложившейся ситуации, а продолжают во всех своих бедах обвинять кого-то другого.
Самым удобным обвиняемым в таких случаях обычно является Россия. Только вот от частоты и громкости этих обвинений молдавская и прибалтийская экономики не показывают положительную динамику. Скорее, наоборот, все очень напоминает крутое пике. Почти без шансов выбраться наверх…