Эстония, Латвия и Литва энергично требуют от Европарламента дать денег для строительства высокоскоростной железной дороги Rail Baltica.
ну, вот и докатились до того, чего не ждали. Ситуация, как говорится, из разряда "тушите свет". Прибалтика угрожает Евросоюзу и шантажирует его, громогласно и категорично требуя денег на дорогостоящий железнодорожный проект.
Стоит сказать, что Брюссель сам в свое время обещал Прибалтике 1,4 миллиарда евро на эту стройку. А потом Европарламент эту сумму взял и не одобрил. Тут-то Вильнюс, Рига и Таллин взбунтовались, и позволили себе то, о чем раньше даже думать боялись.
Суть в том, что если денег на строительство железной дороги прибалтам не дадут, они позволят себе затянуть ратификацию национальных планов восстановления экономик после пандемии, что негативно скажется и на других странах.
Высокоскоростная грузовая и пассажирская линия нужна Прибалтике для прямой связи со странами ЕС. Своими силами им такой проект не поднять.
К тому же есть еще проблема. Раньше прибалты закупали поезда в России, а теперь из-за санкций делать этого не могут. А железнодорожная техника, зачастую еще советская, уже давно просится в утиль. Так что, почти полтора миллиарда евро на новую железную дорогу пришлись бы весьма кстати.
Прибалтийские власти считали, что легко получат эти деньги. Однако, решающее слово было за Европарламентом, а большинство его депутатов высказались категорически против выделения средств на этот проект.
Суть отказа в том, что времена нынче непростые, а прибалтийский проект не является для Европы стратегическим. Вильнюс, Рига и Таллин так, конечно, не считают.
Более того, страны Балтии, однако, настаивают на том, что раз Европарламент в июле 2020 года принял соглашение о выделении средств, то отыграть назад у него уже права нет. Однако, убедить евродепутатов в том, что они не правы, так и не удалось.
И тогда 18 января уже этого года лидеры трех прибалтийских стран написали совместное письмо к премьер-министру Португалии Антониу Косте, поскольку его страна являлась председателем в Совете ЕС.
И в этом письме его составители весьма импульсивно потребовали обеспечить поддержку проекту строительства высокоскоростной железной дороги.
А если этого не произойдет, Латвия, Литва и Эстония угрожают отложить принятие со своей стороны решения, необходимого для старта фонда восстановления экономики Евросоюза. Этот проект призван помочь странам в преодолении социальных и экономических последствий пандемии COVID-19.
Казалось бы, от маленьких прибалтийских стран в ЕС мало что зависит. Да только вот дело в том, что если хотя бы один член Евросоюза затянет процесс ратификации, выделение средств затянется для всех европейских государств. То есть, дело сдвинется с мертвой точки только после того, как все скажут «да».
И хотя процесс ратификации и без Прибалтики идет крайне медленно (пока только Кипр и Хорватия уже завершили все действия в этом направлении), в Брюсселе хотят закончить с этой волокитой уже к концу первого квартала 2021 года.
Это, конечно, немного наивная мечта. Тем не менее, деньги действительно нужны всем. И на борьбу с пандемией, и на устранение ее последствий, и на выход из кризиса. Многие правительства уже и планы составили с учетом будущих средств из бюджета ЕС.
Однако, заявления стран Балтии несут угрозу этому процессу. До этого тем же путем шантажа на Брюссель пытались давить Варшава и Будапешт, угрожая наложить вето на проект семилетнего бюджета ЕС из-за того, что к нему привязали механизм верховенства права.
Пример оказался заразительным, хотя именно от прибалтов, почти целиком и полностью зависящих от европейских дотаций, этого ожидали меньше всего.
А так как эта зависимость никуда не денется, то эксперты предполагают, что Евросоюз не мытьем, так катаньем уговорит Вильнюс, Ригу и Таллин прекратить саботаж.
Ведь в ином случае у Брюсселя есть множество рычагов, с помощью которых можно сделать Прибалтику «шелковой».