Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Прибалтика осталась у разбитого корыта

Эстония, Латвия и Литва немало поиздевались над «большим братом». Но в наказание за русофобию Москва решила поставить Прибалтику на место.

Сносы советских памятников, паспорта «неграждан», закрытие русских школ, показательные сыд над ветеранами войны и маневры НАТО у границ России - это лишь малая толика того, чем в последние десятилетия славятся Эстония, Латвия и Литва.

Когда-то они считались "витриной" СССР для всей остальной Европы. Те времена давно прошли, а Прибалтика продолжала одновременно ругать Россию, и ее же "доить".

Все это время прибалтийские власти хорошо наживались на российских грузах, шедших транзитом через их порты. Но теперь этот рай закончился. Москва то ли вспомнила, что уже несколько десятилетий кормит фактически своих недругов, то ли знала об этом, и теперь ей кормить их надоело.

В свое время почти пятую часть поступлений в бюджеты Эстонии и Латвии составляли доходы от российского транзита нефтепродуктов, это двести миллионов долларов в год. А были еще и сыпучие грузы - удобрения, лес, уголь, металлопрокат…

Первый тревожный для прибалтов звоночек случился еще десять лет назад, когда в России внезапно для прибалтов заработал порт Приморск на Карельском перешейке. И вскоре 20% т транзитного дохода прибалтов превратились в 12%, потом в 8%, еще позже 6%.

Казалось бы, самое время прибалтийским властям взять ситуацию в руки. Для этого даже не нужно было идти на поклон к Москве. Нужно было просто вычеркнуть нашу страну из списков врагов. Этого сделано не было. Как итог, в России в  транзит отечественных грузов включился еще один наш порт - в Усть-Луге.

Сейчас в Усть-Луге работает уже 16 терминалов. И порт продолжает расширяться. В планах, например, строительство аэропорта. Понятно, что такой размах соседей-прибалтов ошеломил. И серьезно подломил. Одни только эти цифры говорят о много. Эстония потеряла 70% экспорта российских удобрений, Латвия - 93%, Литва - 99%.

Четыре крупных порта Прибалтики – Клайпеда, Рига, Вентспилс и Таллин в первое десятилетие этого века переваливали 135 миллионов тонн грузов в год. Российский порт-конкурент уже отгрузил 108 миллионов тонн, и это считается всего лишь неплохим началом.

Дальше еще хуже для прибалтов. РЖД ввел субсидии грузоперевозчикам, заметно снизив их затраты. Причем, Москва даже не скрывает, к чему это все. Цель вполне прозрачна - стимулировать транзит между портами Тихого океана, Балтики и Черного моря.

А Прибалтике, в качестве «бонуса» предложили новые бюрократические процедуры по регистрации грузов. Заместитель госсекретаря Министерства сообщения Латвии Улдис Рейманис даже написал жалобное письмо российским коллегам на тему того, что они обещали дин объем транзита угля, а выдали лишь малую его часть.

Да и эта малая часть туда-сюда из Прибалтики исчезнет. Судя по всему, навсегда. Прибалтийские порты уже сейчас работают далеко не в полную загрузку. И прогнозы на будущее, мягко говоря, даже не туманные. Грустные прогнозы. Да и на железной дороге дела не лучше. В Латвии уже начались увольнения и распродажи техники.

Министр сообщения Латвии жалобно блеял перед журналистами: «Мы заинтересованы в том, чтобы такие перевозки были, это потребность латвийского государства…».

Но вот что удивительно. Потребность в российских грузах у Латвии есть, а причин их отстутвия власти страны в упор не замечают. Более того, еще и Россию обвиняют в том, что та намеренно обрушивают латвийскую экономику.

Но простите, господа. Даже если забыть ваши политические выпады в наш адрес, можно остановиться на всем знакомой фразе: ничего личного, только бизнес. Перевозить грузы через собственные гавани России не только дешевле, на этом еще можно и заработать. Так зачем тратить лишние деньги? Да еще на поддержание бюджетов явно недружественных нам стран.

По мнению экспертов, в Прибалтике все еще живут иллюзиями, надеясь на помощь Запада, ЕС, США. Даже бюджеты прибалтийских государств формируются почти на треть из европейских денег.

Когда эти деньги не приходят или поступают не вовремя, в регионе начинается коллапс. На этой почве Литве, Латвии и Эстонии только и остается, что «педалировать» тему «российской угрозы». Якобы мы тут на передовой, а значит, нас надо максимально поддерживать.

Но пройдут какие-то годы и Западу, скорее всего, надоест защищать Прибалтику деньгами от несуществующей агрессии России. И только тогда очень медленно, нехотя, с боязнью в Прибалтике начнут осознавать, что жить дружно нужно со всеми.

К тому времени в этих странах сменятся политические элиты, которые, дай бог, будут умнее и не успеют пропитаться ненавистью ко всему русскому. Быть может, к власти придут менеджеры, для которых политические пристрастия не окажутся важней экономических выгод для их стран. И только тогда начнется медленное обратное сближение России и Прибалтики.

Конечно, многое к тому моменту уже будет невозможно отыграть назад. Но главное будет в том, что дружить с Россией окажется намного выгодней, чем враждовать.

Жаль, что для осознания этого прибалтийским властям понадобилось загнать свои страны в настоящий тупик, привести к нищете и разочарованию, как у той старухи из сказки, оставшейся у разбитого корыта. А ведь как все когда-то красиво начиналось… 

Полная версия