Лишь небольшая часть предпринимателей сумели приспособиться к работе в условиях пандемии и ограничений. Остальные готовы закрыть свой бизнес.
Недавно социологи провели опрос, который показал весьма радужную картинку. Оказывается, большинство участников российского рынка сумели-таки адаптироваться в новых коронавирусных условиях. А некоторые даже и процветают, на зависть другим приумножая свой капитал.
Но, по словам совладельца мурманского предприятия «МПЗ «Аскона» Николая Пальченко, сие утверждение можно признать верным лишь с большой натяжкой.
Дело в том, что опрос выдал обобщенный результат, поскольку среди респондентов были и представители крупного и среднего бизнеса. А он в России делает 80% ВВП.
На малый бизнес остается лишь пятая часть. Но именно участники малого бизнеса больше всего и пострадали. Более того, эта сфера - последняя в очереди на получения господдержки.
Эксперт согласен с тем, что многие даже мелкие предприниматели сумели приспособиться к новым условиям. Но это касается таких сфер, как онлайн-сервисы, IT и другие направления, которые и до ограничений в больших объемах работали онлайн.
А вот общепит, торговля, сфера развлечений, туризм несут серьезнейшие убытки. Многие закрылись, многие на грани закрытия. Владельцы бизнеса вынуждены распускать или сокращать рабочие коллективы, поскольку уже не в состоянии их содержать. Люди остаются без работы, а новое место сейчас найти, мягко говоря, проблематично.
И это только верхушка «айсберга», поскольку последствия пандемии еще будут долго сказываться и на российской и на мировой экономике. Сколько теряющих бизнес предпринимателей сумеют реанимировать его после того, как коронавирус уйдет, а ограничения будут сняты? И будут ли власти им помогать? Об этом мало кто знает, еще меньше в эту помощь верят.
Недавно в одном из областных центров в центральной части страны журналисты решили пройтись по городу и порасспрашивать предпринимателей.
Хозяйка небольшой парикмахерской встретила их с радостной улыбкой: «У нас сегодня было целых два клиента». Правда, раньше здесь работало три мастера, и люди часто выстраивались в очередь к ним. Теперь хозяйка стрижет сама. И два посетителя в день - это уже здорово.
Владелец закусочной, которого журналисты застали за столиком, тоскливо смотрящим в окно, на вопрос о самочувствии его бизнеса показал на пустой зал: «Все очень плохо. В следующем месяце платить за аренду будет уже нечем».
Владелица магазина одежды на такой же вопрос журналистов молча показала им пленку в руках с надписью «Ликвидация». Она как раз собиралась заклеивать ею окна магазина. Но этих предпринимателей социологи, видимо, не опрашивали…