Москва
17 ноября ‘24
Воскресенье

Лавров привез для Лукашенко «китайское предупреждение» из Москвы

По мнению экспертов, белорусский лидер не спешит выполнять данные Москве обещания. И якобы визит Сергея Лаврова в Минск нси цель расставить все точки над «I».

Первоначальная цель визита министра иностранных дел России Сергея Лаврова в Минск - участие в совместном заседании коллегии внешнеполитических ведомств России и Белоруссии. А уже следом сстоялась встреча с Александром Лукашенко.

До этого в Минск уже наведывались глава Минобороны Сергей Шойгу, директор Службы внешней разведки РФ Сергей Нарышкин. И вот теперь сам глава внешнеполитического ведомства пожаловал.

С одной стороны, это признак поддержки Лукашенко Москвой. С другой стороны, многим кажется, что высокие российские гости зачастили к Лукашенко неспроста.

Тут можно порассуждать на тему, с чем Лавров приехал к главе Белоруссии. Буквально накануне его приезда Лукашенко уже в тысячный раз заявил, что Запад пытается сбить Белоруссию с истинного пути и поссорить с Россией. Но, мол, у наших недругов ничего не выйдет.

А Лавров сказал, что Москву все-таки волнует неспокойная политическая ситуация в РБ, и посему хотелось бы верить в то, что наш друг Александр Лукашенко выполняет все российско-белорусские договоренности.

Здесь эксперты углядели скрытое раздражение Москвы. По словам политолога Валерия Карбалевича, Лавров и Лукашенко помимо публичной встречи под камеры обязательно побеседовали и с глазу на глаз.

В первом случае, конечно, было объявлено о том, что Россия целиком и полностью на стороне Лукашенко. Но, как предполагают некоторые специалисты, на самом деле Лавров приезжал в Минск с предупреждением от Путина.

Эксперты считают так: в Москве подозревают, что Лукашенко торпедирует договоренности, которые были достигнуты в Сочи. Их смысл состоит в том, что Москва поддерживает Лукашенко, но с условием, что он начнет постепенный транзит власти, объявит публично график, когда должен состояться «референдум» по Конституции.

Не то, что Кремлю это надо, но подобные вещи могли бы заметно успокоить белорусский народ, снизили бы накал протестов и, соответственно, риск госпереворота с последующим приходом к власти прозападных сил.

Понятно, что у Москвы есть масса рычагов давления на Минск, и главный из них экономический. Но при этом Кремлю хочется, чтобы их не приходилось применять, чтобы белорусская власть сама шла «правильным» путем.

На территориях бывшего СССР и без того неспокойно. В Киргизии кризис власти привел к большим проблемам, в Нагорном Карабахе война унесла тысячи жизней, в Молдавии пророссийская партия проиграла президентские выборы. Так если дальше пойдет, и друзей-союзников на постсоветском пространстве не останется.

Главным из них была и остается Белоруссия. И какие бы там неоднозначные заявления не делал Лукашенко, он хорошо понимает, что при нем страна интересна только России. Без него - многим.

Москве, ясное дело, не выгоден всеобщий политический интерес Запада к соседнему государству. Поэтому Кремль просто вынужден поддерживать белорусскую власть в лице Лукашенко.

Однако, российские власти хотят быть уверенными, что белорусский лидер однажды не свернет на другую дорожку, оставив своего союзника с носом.

Ведь, по мнению политологов, Лукашенко такой человек, которого бесполезно уговаривать. Он скажет что угодно, но делать будет то, что посчитает нужным. Тут должны быть конкретные меры воздействия, пусть негласные, непубличные.

Возможно, с тем, чтобы в кулуарах переговоров озвучить их, и прибыл в Минск Сергей Лавров. Помнится, Кремль обещал Лукашенко полтора миллиарда долларов. Но пока Минск получил только третью часть.

Быть может, оставшийся транш уйдет в Белоруссию после того, как глава российского МИД передаст белорусскому лидеру последний «китайский» привет из Кремля, и поймет, что его поняли правильно.

Нет, это вовсе не означает для Лукашенко фразу «ни шага влево-вправо». Однако, как считают эксперты, задача Лаврова будет заключаться в том, чтобы четко и официально объяснить, какие будут действия, если Лукашенко и дальше будет саботировать двухсторонние договоренности.

И если все пройдет мирно и спокойно, две страны и дальше продолжат дружить… домами. И тогда с "носом" останется Запад.

Полная версия