Один из самых стратегических объектов Степанакерта, городской аэропорт, во время недавней войны защищали от вражеских авианалетов фактически без оружия.
Единственную воздушную гавань Степанакерта последние годы охраняли не только от противника, но и от журналистов. Да и простым «смертным» вход сюда был строго запрещен.
По некоторым данным, аэропорт серьезно пострадал еще во время первой войны между Арменией и Азербайджаном. Потом и не работал. А значит, посторонним там делать нечего.
Однако, есть и другая версия. Согласно ей, там имеются скрытные позиции карабахских ПВО, которые в ходе противостояния с Баку защищали аэропорт от воздушных налетов противника.
Оно ведь и в самом деле те, кто все-таки побывал на аэродроме, говорят, что, к примеру, взлетно-посадочная полоса особенно не пострадала. А значит, действительно здесь ударно трудились средства местной противовоздушной обороны.
Другое дело, что уже сейчас, по окончании войны выясняется, ч то все средства ПВО здесь были обыкновенными… муляжами. Защитники воздушной гавани строили фейковые зенитки, накрывали их сеткой. И со стороны они, надо сказать, выглядело довольно устрашающе. По крайней мере, пилоту вражеского боевого самолета понять обман было практически невозможно.
Конечно, район аэропорт обстреливали и бомбили. Уничтожалась инфраструктура, автозаправщики и помещения вокруг. Но кто знает, сколько азербайджанских летчиков развернулись обратно, решив не рисковать?
Возможно, в какой-то мере, именно эти противовоздушные муляжи и помогли сохранить взлетно-посадочную полосу. И хотя последний гражданский самолет вылетел отсюда в далеком 1991-м, в самый разгар первой карабахской войны, известно, что полоса аэропорта в состоянии принять небольшие транспортные самолеты вроде Ан-26 и даже грузовые Ил-76.
Тем более, это хорошая тема для обсуждения сейчас, когда в регионе наступил долгожданный мир, и следят за этим российские миротворцы. Так что, кто знает, возможно, в обозримом будущем эта воздушная гавань заработает вновь.