На территории Белоруссии находятся 8 боевых самолетов ВВС Болгарии, которые в силу обстоятельств оказались в заложниках у Минска.
Генштаб вооруженных сил Болгарии нынче пребывает в невероятной панике. 8 штурмовиков ВВС этой страны сейчас находятся на территории Белоруссии. И это в то самое время, когда разозленный критикой ЕС в свой адрес и его санкциями, Александр Лукашенко грозится закрыть границу. Для Европы.
И по сути, болгарские самолеты остаются в плену у государства, которое де-факто считается вражеским для Евросоюза. А для НАТО и подавно. А Болгария, если кто-то вдруг не в курсе, и член ЕС и член НАТО. К тому же болгарская армия не там сильна и масштабна. И 8 самолетов, которые зависли в Белоруссии, это четверть от всей боевой авиации ВВС Болгарии.
Но как вообще «вражеские» самолеты попали в Белоруссию? Может, акт агрессии совершали? Спокойно, граждане. Ничего подобного не было. Дело в том, что когда Болгария в свое свернула с социалистического пути развития, и взяла курс на Запад, ни Евросоюз, ни НАТО особо не спешили вооружать местные ВВС современными летальными аппаратами.
И причины для этого были. Болгария страна, мягко говоря, не богатая. И купить самолеты не способна. А давать технику в кредит… Так когда София его вернет?
Вот и продолжала Болгария использовать старые, еще советские штурмовики Су-25УБ и Су-25К. Эти машины хотя и не выработали свой ресурс, но время от времени требовали ремонта. А где лучше всего ремонтировать советские «сушки»? Правильно, на территории бывшего СССР.
София выбрала Белоруссию. Еще несколько лет назад был заключен договор с Минском о ремонте болгарской боевой авиатехник и на десятки миллионов евро. Выполнять контракт было поручено 558-му профильному заводу в Барановичах.
Так 8 самолетов НАТО оказались в Белоруссии. А после того, как ЕС недавно ввел санкции против Минска, вопрос о возвращении штурмовиков на родину вдруг «завис».
А ведь в свое время властям Болгарии пришлось наизнанку вывернуться, чтобы получить от руководства НАТО «добро» на ремонт своих боевых машин на территории потенциального противника. Для этого болгарскому парламенту даже пришлось в экстренном порядке вносить в действующее законодательство поправки, позволяющие стране альянса сотрудничать с «вражеской» Белоруссией.
Минск от контракта отказываться не стал. Меньше всего там в этой ситуации думали о политике. Ведь контракт был выгодным, как ни крути.
В общем, ударили страны по рукам, транспортными ИЛ-76 перевезли болгарские «сушки» на завод в Барановичи, начали ремонтные работы.
А тут в Белоруссии прошли выборы, которые выиграл Александр Лукашенко. Ну, и понеслось. Массовые протесты, начавшиеся еще в августе, не стихают в стране до сих пор.
Единственной страной, поддержавшей «Батьку» в этот непростой период, оказалась Россия. Другие страны поддержали протестующих. Особенно хамовито вел себя Евросоюз, не признавая легитимность Лукашенко, и недавно введя санкции против страны и ряда ее чиновников.
Не отставало и НАТО, и обидевшийся глава Белоруссии начал в ответ обвинять Запад во вмешательства в дела суверенного государства. На эмоциях «Батька» пообещал перевести грузопотоки из портов Литву в Россию. Потом наложил табу на ввоз всех товаров из Польши.
Тут-то власти Болгарии и переполошились. Они ведь тоже и в ЕС состоят, и в НАТО. Как бы славящийся своей непредсказуемость Лукашенко не объявил их штурмовики «захваченными» в плен. В этом случае ВВС Болгарии станут совсем «никакими». Где искать замену советским «сушкам»?
Тут как-то американцы вскользь пообещали за недорого отдать Софии несколько F-16 старых моделей. Но это все пока разговоры. Так что, боеспособность вооруженных сил Болгарии может снизиться на порядок.
Правда, большинство специалистов сходятся во мнении, что Лукашенко все-таки на крайние меры не пойдет, и сумеет отделить политику от экономики. Тем более, контракт на ремонт болгарских штурмовиков уже оплачен. И срыв контракта может Минску аукнуться международными арбитражными судами и огромными штрафами.
Правда, еще раз упоминая непредсказуемость «Батьки», нельзя быть уверенными ни в чем. Так что, болгарам остается лишь молиться на то, что однажды им позвонят, и скажут, что их заказ выполнен, можно забирать…