Крайне сложно подготовить свой собственный эффективный бизнес-план на основании чужого документа подобного типа.
Компании часто используют готовые схемы, не понимая, какую ошибку они совершают. Бизнес-план - это индивидуальный вопрос для конкретной компании. Схема документа, которая хорошо работала у конкурента, может совершенно не соответствовать потребностям другой компании. Поэтому при составлении бизнес-плана полезно применять гибкий подход.
Конечно, типичная структура плана содержит некоторые основные элементы, которые встречаются почти в каждом письме такого типа и о которых не следует забывать.
Что должен содержать хороший бизнес-план?
Вот краткое руководство и типичная структура документа.
Резюме
Одним из типичных элементов любого бизнес-плана является резюме. Его часто называют «резюме руководства», поскольку он точно описывает содержание всего документа. Это общий обзор проекта, который побуждает инвесторов присмотреться к нему в целом. Иногда одностраничное резюме является решающим фактором в принятии решения о сотрудничестве с инвестором или кредитором.
Введение, которое должно включать резюме, определённо является одной из самых важных частей плана, хотя на первый взгляд кажется ненужным дополнением.
Идея
Другой стандартной частью бизнес-плана является идея. В глазах инвесторов компания, которая знает свой продукт, его хорошие и плохие стороны, гарантирует получение прибыли. Стоит сосредоточиться на представлении технологической уникальности данного продукта или услуги, рассказывая о преимуществах, которые компания получила в связи с этим. Компания может подчеркнуть необходимость увеличения своего присутствия на рынке, предложив увеличить спрос на определённый товар или бренд.
Кредиторы охотнее инвестируют в предприятие, которое уже на начальном этапе имеет большие шансы на успех.
Рынок
Рынок также является чрезвычайно важной частью плана. Речь идёт о точном описании среды, в которой компания намерена реализовывать свои цели. Это даёт инвесторам информацию о потенциальных потребителях, их структуре и распределении в рыночной среде, а также о размере рынка с точки зрения территории.
В бизнес-плане обосновывается, почему потребитель приобретёт именно данный товар, отказавшись от предложений конкурентов. Конечно, деятельность конкурентов в данной области не должна упускаться из виду и может быть упомянута при презентации предлагаемых решений для компании и планов по борьбе за клиентов.
Маркетинг
Каждый предприниматель знает, насколько важен маркетинг как инструмент продвижения имиджа компании и продукта. Именно он превращает простые идеи в стратегию. Инвесторы хотят знать, как продукт будет воспринят на рынке, какие преимущества получит покупатель и что побудит его к покупке.
При правильно разработанной стратегии вы сможете достичь своих целей, поэтому ваш бизнес-план должен включать описание этой стратегии.
Реализация
Ещё одним важным элементом структуры бизнес-плана является реализация. Под ним понимается представление процесса создания продукта вместе с последовательными этапами его реализации для распространения. Для инвесторов важно знать, что у компании есть хорошо разработанный путь для достижения своих намерений.
Управление
Управление является не менее важным элементом бизнес-плана. Документ должен содержать чёткую позицию компании в отношении приёма на работу сотрудников, в том числе руководителей. Компания должна инвестировать в образованных и опытных людей. Чувство безопасности и минимизация риска неудачи помогают инвесторам принять решение.
Расписание
Профессиональная компания не должна забывать о графике. Каждый бизнес-план пишется с учётом сроков и конкретного времени реализации. Это позволит инвесторам определить место всех действий в будущем.
Финансирование
Чрезвычайно важным элементом любого документа с просьбой о материальной поддержке или участии в проекте является финансирование. Банки или инвесторы обычно хотят знать тип и размер средств, которые компания хочет вложить в новое предприятие. В подробном финансовом плане учитываются конкретные расходы на реализацию.
Кредиторы так же хотят знать, сколько собственных ресурсов компания намерена направить на конкретные инвестиции и каковы прогнозы прибыли.
Финансовые прогнозы
Также полезно предоставлять так называемые финансовые прогнозы, которые представляют собой отчёт о доходах и расходах. В этом случае используется метод оценки данных других компаний, работающих на рынке.
Итоги
Формируя профессиональный бизнес-план, не забывайте о важности итогов. Итоги - это краткое изложение всех основных элементов, дополненное положительными выводами. Такая концовка должна подтолкнуть инвесторов к понятию сотрудничества. Предложения должны быть краткими и написанными понятным языком.
Компания может самостоятельно подготовить бизнес-план, основываясь на нескольких основных принципах. Документ должен быть чётким, коммуникабельным, подкреплённым проверенными данными и достоверной информацией о рынке. Здесь нет места общим заявлениям, разговорному языку или надуманной информации.