Москва
10 января ‘25
Пятница

Законодательство по франшизе

Глава 54 гражданского кодекса России вводит понятие о «коммерческой концессии». Это аналог международного тезиса «Франчайзинг».

На сегодняшний день Гражданский кодекс – это ведущий свод законов для урегулирования отношений предпринимателей франчайзинговой области: от франчайзера (владельца товарного знака) к франчайзи (покупателя). В четырнадцати статьях 54 главы франчайзер фигурирует как правообладатель, франчайзи как покупатель.

Данное рассуждение не ставит целью оценку законов, и правовых норм. Предлагается ознакомление с нормативной документацией, координирующей российский франчайзинг.

В сумме это – 14 статей ГК РФ и дополнительный свод документов, таких, как:

 

  • №135-ФЗ, июль 2006 — урегулирование деятельности в антимонопольном законодательстве;
  • федеральный закон № 230-ФЗ, гл.: 45, 75; 76 глава, а && 2, 3, 4. — соблюдение законов об интеллектуальной собственности;
  • приказ от 16.08.2005, № 105н — узаконенная регистрация торговых марок;
  • положение от 12.02.1993 г.,№122, главы закона о патентных поверенных.

Изданные приказы агентства по патентам №№ 27, 32, 38, 64, которые необходимо учесть, вступая во франчайзинговое сотрудничество в России.

История франчайзинга

Название «франчайзинг» пришло из средневековья. В переводе с английского и французского языков franchising, franchise — означает права, льготы, привилегии. Король Британии в XVI веке разрешал от его имени своим баронам собирать налоги в некоторых областях взамен на услуги. Исторически франчайзинг зародился как способ торговых отношений в Британии в XVIII веке, в схеме «связанных домов», когда пивоварам разрешали пользоваться пивоварней и постоялым двором для увеличения сбыта пива.

Основной смысл договора

В российском своде законов договор концессии, упомянутый в 54 главе ГК РФ, регулирует отношения фрачайзера и франчайзи, обозначая их по-русски. Само определение франчайзинга в России используется, скорее, для обозначения отношений коммерческой концессии, но как термин в законе не фигурирует. Одна сторона (владелец товарного знака) обещает другой стороне (покупателю) передать право на совокупность собственных индивидуальных прав – за вознаграждение, для ведения и организации работы предприятия. Не только бизнес-концепция, но и отработанная система конкретной производственной или промышленной организации передаётся покупателю в целом.

Глава коммерческая концессия начинается 1027 статьёй ГК РФ. Первый абзац статьи гласит, что франчайзер обязуется передать в пользование новому владельцу на определённый срок или без ограничения (то есть вообще не указывая его) всю совокупность своих прав, вместе с правами на торговую марку, коммерческое название и секрет технологий. Там же сказано о вознаграждении, положенном владельцу франшизы. Соответственно, в договоре обязательно оговариваются пункты, содержащие сведения о вознаграждении, его размере, сроках сотрудничества и территории взаимодействия. Кроме того, нужно понимать, что принимающая сторона получает все права на льготной основе. Покупатель получает постоянную поддержку от основного владельца торговой марки, включая покровительство в организации, техническое и коммерческое.

Получатель прав, в свою очередь ответственен за репутацию приобретённого товарного знака. Он обязан выдерживать все стандарты и требования, актуальные для франчайзера.

Экономика коммерческой концессии

Для обладателя прав договор концессии открывает возможность расширения и роста бизнеса, продвижения продукции на рынке без дополнительных затрат. Причем без затрат как денежных, так и интеллектуальных, без привлечения дополнительных трудовых ресурсов. Прибыль поступает к первому владельцу без усилий, и он не утрачивает способности контроля над новым предприятием до истечения срока сотрудничества.

Пользователь же получает шанс начать работать на рынке «под крылом» опытной организации, избежав препятствий и неприятностей, которые преодолевает бизнес на стадии развития. Риски снижаются, скорость окупаемости вложенных средств значительно увеличивается. Формально франчайзи остаётся независимым от франчайзера.

Также в российском законе существует возможность субконцессии, другими словами, перепродажа товарного знака следующему владельцу. Если выражаться модным языком компьютерных технологий, франчайзинг — это вирусный способ ведения бизнеса. Имеющаяся организация копирует сама себя, покрывая большие области имеющегося рынка. Скопированный объект новой модели одновременно самодостаточен и защищён корнями, от которых произошёл. Он получает все признаки и права «родителя», но живёт и растёт сам. И скопированный объект может «заражать» последующего пользователя, передавая ему свои льготы, права и признаки. Если верить медицине и программистам — это очень мощная система отношений, модель, которую очень тяжело пошатнуть. С экономической точки зрения она пугающе устойчива.

Антимонопольное законодательство

Для пресечения конкуренции между владельцем торговой марки и покупателем её в российском антимонопольном законодательстве существуют пункты ограничений.

Ограничения франчайзи(пользователя):

  • конкуренция с обладателем марки запрещается;
  • получение у конкурентов владельца похожих прав и льгот упразняется;
  • франчайзи обязуется согласовывать с франчайзером положение мест под ведение бизнеса и их состояние.

Ограничения франчайзера (правообладателя):

  • право диктовать цены пользователю, определять их границы запрещается;
  • диктовать, какой тип клиентов будет обслуживаться, запрещается.

Любые условия, признанные неверными антимонопольными органами власти, теряют силу, действие договора в этом случае не прекращается.

Полная версия