Глава 54 гражданского кодекса России вводит понятие о «коммерческой концессии». Это аналог международного тезиса «Франчайзинг».
На сегодняшний день Гражданский кодекс – это ведущий свод законов для урегулирования отношений предпринимателей франчайзинговой области: от франчайзера (владельца товарного знака) к франчайзи (покупателя). В четырнадцати статьях 54 главы франчайзер фигурирует как правообладатель, франчайзи как покупатель.
Данное рассуждение не ставит целью оценку законов, и правовых норм. Предлагается ознакомление с нормативной документацией, координирующей российский франчайзинг.
В сумме это – 14 статей ГК РФ и дополнительный свод документов, таких, как:
- №135-ФЗ, июль 2006 — урегулирование деятельности в антимонопольном законодательстве;
- федеральный закон № 230-ФЗ, гл.: 45, 75; 76 глава, а && 2, 3, 4. — соблюдение законов об интеллектуальной собственности;
- приказ от 16.08.2005, № 105н — узаконенная регистрация торговых марок;
- положение от 12.02.1993 г.,№122, главы закона о патентных поверенных.
Изданные приказы агентства по патентам №№ 27, 32, 38, 64, которые необходимо учесть, вступая во франчайзинговое сотрудничество в России.
История франчайзинга
Название «франчайзинг» пришло из средневековья. В переводе с английского и французского языков franchising, franchise — означает права, льготы, привилегии. Король Британии в XVI веке разрешал от его имени своим баронам собирать налоги в некоторых областях взамен на услуги. Исторически франчайзинг зародился как способ торговых отношений в Британии в XVIII веке, в схеме «связанных домов», когда пивоварам разрешали пользоваться пивоварней и постоялым двором для увеличения сбыта пива.
Основной смысл договора
В российском своде законов договор концессии, упомянутый в 54 главе ГК РФ, регулирует отношения фрачайзера и франчайзи, обозначая их по-русски. Само определение франчайзинга в России используется, скорее, для обозначения отношений коммерческой концессии, но как термин в законе не фигурирует. Одна сторона (владелец товарного знака) обещает другой стороне (покупателю) передать право на совокупность собственных индивидуальных прав – за вознаграждение, для ведения и организации работы предприятия. Не только бизнес-концепция, но и отработанная система конкретной производственной или промышленной организации передаётся покупателю в целом.
Глава коммерческая концессия начинается 1027 статьёй ГК РФ. Первый абзац статьи гласит, что франчайзер обязуется передать в пользование новому владельцу на определённый срок или без ограничения (то есть вообще не указывая его) всю совокупность своих прав, вместе с правами на торговую марку, коммерческое название и секрет технологий. Там же сказано о вознаграждении, положенном владельцу франшизы. Соответственно, в договоре обязательно оговариваются пункты, содержащие сведения о вознаграждении, его размере, сроках сотрудничества и территории взаимодействия. Кроме того, нужно понимать, что принимающая сторона получает все права на льготной основе. Покупатель получает постоянную поддержку от основного владельца торговой марки, включая покровительство в организации, техническое и коммерческое.
Получатель прав, в свою очередь ответственен за репутацию приобретённого товарного знака. Он обязан выдерживать все стандарты и требования, актуальные для франчайзера.
Экономика коммерческой концессии
Для обладателя прав договор концессии открывает возможность расширения и роста бизнеса, продвижения продукции на рынке без дополнительных затрат. Причем без затрат как денежных, так и интеллектуальных, без привлечения дополнительных трудовых ресурсов. Прибыль поступает к первому владельцу без усилий, и он не утрачивает способности контроля над новым предприятием до истечения срока сотрудничества.
Пользователь же получает шанс начать работать на рынке «под крылом» опытной организации, избежав препятствий и неприятностей, которые преодолевает бизнес на стадии развития. Риски снижаются, скорость окупаемости вложенных средств значительно увеличивается. Формально франчайзи остаётся независимым от франчайзера.
Также в российском законе существует возможность субконцессии, другими словами, перепродажа товарного знака следующему владельцу. Если выражаться модным языком компьютерных технологий, франчайзинг — это вирусный способ ведения бизнеса. Имеющаяся организация копирует сама себя, покрывая большие области имеющегося рынка. Скопированный объект новой модели одновременно самодостаточен и защищён корнями, от которых произошёл. Он получает все признаки и права «родителя», но живёт и растёт сам. И скопированный объект может «заражать» последующего пользователя, передавая ему свои льготы, права и признаки. Если верить медицине и программистам — это очень мощная система отношений, модель, которую очень тяжело пошатнуть. С экономической точки зрения она пугающе устойчива.
Антимонопольное законодательство
Для пресечения конкуренции между владельцем торговой марки и покупателем её в российском антимонопольном законодательстве существуют пункты ограничений.
Ограничения франчайзи(пользователя):
- конкуренция с обладателем марки запрещается;
- получение у конкурентов владельца похожих прав и льгот упразняется;
- франчайзи обязуется согласовывать с франчайзером положение мест под ведение бизнеса и их состояние.
Ограничения франчайзера (правообладателя):
- право диктовать цены пользователю, определять их границы запрещается;
- диктовать, какой тип клиентов будет обслуживаться, запрещается.
Любые условия, признанные неверными антимонопольными органами власти, теряют силу, действие договора в этом случае не прекращается.