Развитие способности эффективно справляться со стрессом
Школа - это место, где источником стресса может быть множество различных факторов, начиная от факторов, связанных с неблагоприятными условиями, такими как температура или шум, и заканчивая факторами, основанными, например, на непринятии со стороны сверстников, до факторов, связанных с дидактическим процессом.
Слишком высокий уровень стресса и тем более хронический стресс не оказывают отрицательное влияние на здоровье, поэтому так важно поддерживать учащихся в его преодолении.
Стресс - это реакция на различные неблагоприятные повседневные события. Его нельзя полностью исключить из своей жизни, потому что каждый день приходится сталкиваться с трудностями, мешающими достижению важных целей, задач, то есть наиболее частыми факторами, вызывающими стресс. По этой причине важно научится эффективному управлению стрессом, а не пытаться его избежать. Чрезвычайно сильным стрессом для ученика является опасение, что он не будет соответствовать требованиям школы. Однако это не единственный стрессовый фактор в школьной среде.
Симптомы стресса
Анализируя литературу по данной теме, можно указать на характерные реакции организма на стресс, проявляющиеся в виде симптомов:
- физиологические - секреция гормонов борьбы или бегства: адреналина и норадреналина, вызывающих учащенное дыхание, расширенный зрачок, мурашки по коже, сухость во рту, нарушения сердечного ритма, учащение пульса - учащенное сердцебиение, высокое кровяное давление, расширенные бронхи, угнетение процессов пищеварения, недостаток аппетита, активация резервов крови, повышение уровня сахара в крови, повышение тонуса скелетных мышц, стимуляция потовых желез, повышение свертываемости крови, непроизвольное мочеиспускание;
- психологические - эмоциональное возбуждение, оскорбление, раздражительность, гнев, компульсивное мышление о проблеме, нетерпение, подавленное настроение, чувство опасности, чувство спешки, состояние напряжения;
- поведенческие - неглубокий, прерывистый сон, проблемы с засыпанием, бессонница, неспособность отдыхать, внезапные вспышки гнева и плача, постоянная спешка, повышенный диурез, возбужденное состояние, усиление нервных рефлексов - схватки, тики, торможение активности.
Следует помнить, что длительный стресс способствует возникновению многих заболеваний, поэтому так важно умение эффективно с ним бороться.
Среди неэффективных и, казалось бы, облегчающих способов справиться со стрессом можно упомянуть:
- преуменьшение проблем,
- самоповреждение,
- прием стимуляторов,
- прием лекарств,
- негативное мышление,
- агрессия.
Способы реагирования на стресс
Реакции на стресс могут быть трех типов. Они зависят от того, как человек реагирует на фактор стресса и как с ним справляется.
Стили стрессовой реакции:
- Ориентированный на задачу - характерное поведение заключается в поиске решений путем анализа ситуации, использования своих ресурсов и возможностей и активного влияния на изменение ситуации.
- Эмоциональный - это сосредоточение на эмоциях без реальных действий. Это просто борьба с неприятными чувствами. Однако это часто приводит к усилению стресса.
- Избегающий - это уход от проблем, желание забыть и поиск альтернативных занятий, будь то шоппинг, пристрастия или развлечения.
Уровни стресса
Фаза тревоги
Начальная, тревожная реакция удивления и беспокойства из-за неопытности конфронтации с новой ситуацией. Повышается уровень адреналина, артериального давления и сахара, таким образом организм готовится к определенной стрессовой реакции (борьба или бегство). Эта избыточная энергия накапливается и заставляет напрягаться и нервничать. Чтобы преодолеть эту реакцию, нужны физические нагрузки, и в такой ситуации стресс стимулирует, что делает задачи интересными.
Фаза мобилизации
Происходит полная мобилизация и использование потенциальных способностей человека. На этом уровне выделяется две стадии: шок и противодействие шоку (индивидуум предпринимает защитные усилия).
Фаза регулировки уровня стресса (иммунитет)
Организм научился справляться со стрессором эффективно и без излишнего беспокойства. На этом этапе люди часто прибегаеют к защитным механизмам. В конце этой фазы могут появиться психофизиологические симптомы, такие как острое расстройство желудка и легкие нарушения восприятия реальности, например повышенная чувствительность к звукам. Дополнительным симптомом может быть жесткое следование однажды выбранной линии защиты вместо повторного изучения травмирующей ситуации и разработки более подходящих моделей совладания. Прогрессивное ограничение поля восприятия и ужесточение когнитивных процессов.
Выхлопная фаза
Общая стимуляция всего организма, приводящая к хроническому стрессу или даже смерти. На этом этапе паттерны совладания, вызванные фазой адаптации, начинают давать сбой. Способность человека справляться с постоянным стрессом сильно ограничена. Бывает, что человек использует чрезмерные защитные меры, которые не соответствуют проблеме, с которой он сталкивается. Реакции характеризуются психической дезорганизацией и отрешенностью от реальности, иллюзиями и галлюцинациями; присутствуют навязчивые мысли. Заблуждения отражают все более дезорганизованное мышление и восприятие, а также отчаянные попытки сохранить психологическую целостность и целостность личности путем реструктуризации реальности; изменения обмена веществ, нарушающие нормальное функционирование головного мозга. Если человек по-прежнему испытывает чрезмерный стресс, процесс декомпенсации приводит к стадии тяжелой психической дезорганизации, иногда проявляющейся в виде постоянного и неконтролируемого насилия, апатии и ступора, а иногда даже приводящей к смерти; на поведенческом уровне - снижение производительности, истощение адаптивных ресурсов, меньшая толерантность к другим стресс-факторам (организм, который уже мобилизовал свои ресурсы для борьбы с одним стресс-фактором, имеет меньше возможностей для защиты от других).
Как помочь ученику научиться эффективно справляться со стрессом?
Выявление индивидуальной ситуации учащегося. Это упражнение требует большой приверженности, основанной на различных исследованиях и наблюдениях. Особое внимание следует уделить: любым изменениям в поведении ученика, школьным трудностям в области дидактики и воспитания, семейным трудностям, уровню мотивации к обучению, тревожному поведению, эмоциональным реакциям