Москва
21 ноября ‘24
Четверг

Как правильно приучить малыша к слову «нельзя»

Психологи утверждают, что приучать ребенка к слову «нельзя» необходимо уже с годовалого возраста.

Но нужно делать это правильно и постепенно, чтобы в будущем кроха верно определял, что такое хорошо и что такое плохо. На отрицательное замечание взрослого малыш может закатить истерику — это нормальная реакция при столкновении с препятствием. Можно ли сгладить столь бурное проявление эмоций? Можно и даже нужно.

Вот советы, которые помогут в этом.

  1. Ребенку до 3-х лет надо запрещать только то, что может навредить его жизни. Маленькие дети не понимают, почему грязные руки нужно мыть, а не вытирать о мамину юбку. Они делают это не со зла, а потому, что еще не достигли возраста, когда начнут верно разграничивать свои действия как хорошие и плохие.
  2. Малыш до 3-х лет должен усвоить, что категорически нельзя убегать от мамы или папы на улице, совать пальцы в розетку, трогать горячую сковородку, то есть все, что касается его безопасности.
  3. Запретов не должно быть много. Когда перед ребенком ставятся жесткие ограничения, то он перестает воспринимать замечания всерьез. Не нужно остро реагировать на попытки крохи познать мир. То, что ему хочется измерить лужу или потрогать соседского пса, — это вполне естественно для маленького исследователя. Конечно, если в этом нет угрозы для его жизни и здоровья. Ведь одежду всегда можно постирать, а руки вымыть с антибактериальным мылом.
  4. Запреты должны быть обоснованными. Любое «нет» или «нельзя» должно иметь четкое объяснение: почему нельзя, что случится, если нарушить запрет. Если ребенок тянет ручки к горячему чайнику, то не нужно повышать на него голос. В этот момент достаточно спокойно и на понятном малышу языке рассказать, что произойдет, если он коснется горячей посуды.
  5. При бурной реакции крохи надо его просто отвлечь. Если малышу захотелось потрогать кастрюлю, в которой варится суп, а на сказанное «нельзя» он начинает плакать, то можно предложить альтернативу. Например, вместо этой кастрюли потрогать ту, которая стоит в ящике. Внимание ребенка переключится на другой предмет, и истерика прекратится.
  6. Любой запрет всегда должен оставаться запретом. Чтобы малыш понял, что то или иное действие для него под запретом, необходимо быть последовательным в любой ситуации. Вчера мама категорически не разрешала ему отходить от себя на детской площадке. А сегодня она увлеченно разговаривает с соседкой, не обращая внимания на то, что он уже пересек всю площадку и находится на другой стороне. В этом случае ребенок просто запутается и вовсе перестанет слушаться взрослых. Не менее пагубны для эффективного воспитания разногласия между членами семьи. Когда бабушка что-то запрещает, а родители тут же разрешают это крохе или наоборот. При таком подходе об авторитете взрослых можно забыть. Они сами же уничтожат его в глазах подрастающего малыша.
  7. Разговаривать с ребенком надо спокойно и уверенно, четко разграничивая, что ему можно делать, а что нельзя. Не стоит при этом забывать, что слишком много «нельзя» обесценивают этот воспитательский прием. Малыш охотно будет слушать сделанные ему замечания и следовать им, если запреты взрослых останутся последовательными и согласованными.

Следуя этим простым правилам, можно очень скоро заметить первые перемены в ребенке. Он станет более послушным и сговорчивым, а на место капризов придет искреннее желание сотрудничать с любимыми взрослыми.

Полная версия