Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Роль и значение игры в жизни ребенка

Игра как ведущая дошкольная деятельность — лучший способ развить и воспитать ребенка. Это арена самопознания, самоутверждения, развития свободы.

Игра развивает способность воображать, самостоятельно регулировать действия и эмоции.

Игра должна быть организована как совместная деятельность воспитателя с детьми. На этой сцене взрослый играет роль товарища, второго актера, но никак не режиссера. Любому ребенку приятнее играть с человеком, который погружается в игру вместе с ним, а не указывает ему, как и во что играть.

Роль и значение игры в дошкольной жизни рассматривается как ключевой инструмент всестороннего развития и самоутверждения ребенка.

Творческие игры отражают детские впечатления и представления об окружающем мире, выражаются их интересы, развивается их воображение.

Игры с правилами организуют взрослые. К этой группе относятся дидактические игры и двигательные игры. Как правило, содержание игр разрабатывается заранее и представляется детям. Игры обучают, воспитывают и развивают детей.

Типы игр, выбор игрушек для разных возрастных групп

Есть несколько видов игр, которые сменяют друг друга по мере развития ребенка.

Функциональные игры

Основная причина функциональных игр — получение приятных эмоций. Наблюдается на протяжении всей жизни человека, но остается ведущим видом до двухлетнего возраста.

Игры с персонажами

Происходит переход от функциональных игр к символическим. Символические игры — это игры, в которых один объект рассматривается как другой, в настоящее время не существующий. Например, когда ребенок берет палку, ездит на ней и обращается с ней как с лошадью. Предполагается, что в этих играх формируется и укрепляется способность ребенка понимать последовательность.

Ролевые игры

Ролевые игры начинаются в возрасте трех — четырех лет. В этих играх ребенок имитирует поведение взрослых, их роли отца, матери, врача, продавца и т.д. Ролевые игры способствуют развитию социальных навыков.

Игры по правилам

Игры по правилам. Эти игры прививают детям способность подчиняться правилам, в игре есть правила, все подчиняются этим правилам.

Развивающие игры

Развивающие игры используется как средство обучения и воспитания. Название развивающей игры должно означать занятие, в ходе которого дети приобретают определенные знания и навыки. Таким образом, образовательная игра предназначена для обучения.

При выборе игрушки необходимо руководствоваться следующими принципами (качество, соответствие возрасту, соответствие интересам ребенка):

  • Детям от 0 до 1 года нужны развивающие чувствительность игрушки — резиновые игрушки в ярких цветах, издающие голоса.
  • Детям до года нужны большие кубики с неострыми краями, маленькие пирамидки из 3-4 частей, движущиеся игрушки. В этом возрасте дети очень любят прыгающие игрушки, они дарят массу положительных эмоций.
  • В 2 года у ребенка уже может быть мягкая игрушка, с которой он может дружить, обнимать его, любить, спать с ним, большой шар, пирамидки из 5-8 частей, кубики большие и маленькие, вставлять игрушки.
  • В возрасте 3 лет играют в сюжетные игры, активно используют дубликаты бытовых вещей.
  • В 4 года они начинают играть в куклы и игрушки, сделанные ими самими. В этом возрасте практически все дети очень любят игрушки, которые они могут создать или построить своими руками, как пример – пластилин, конструктор, кукольный домик.
  • В возрасте 5 лет они играют в режиссерские игры, где они являются режиссером игры, они контролируют ход игры. Они уже могут сами придумывать сюжет, раздавать роли и не браться за роль, если она им не по душе.
  • В 7 лет дети уже могут играть и без игрушек, это время дворовых игр. В этот период развивается социальное поведение, находятся первые настоящие друзья, развивается воображение, а командная работа выходит на максимум.
  • Не рекомендуется давать детям механические игрушки с дистанционным управлением до 7 лет, так как они поглощают внимание ребенка, требуют большого напряжения, создают пассивное физическое состояние, ничего не развивают.

Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод, что детям нужно больше играть сегодня, чтобы развиваться и решать будущие задачи. От игры зависит, какими навыками будут вооружены дети, какими людьми они станут, и какой мир они создадут.

Полная версия