Москва
23 ноября ‘24
Суббота

Воспитание в детях понимания ценности природы

Упущения в воспитании приводят к жестокости, равнодушию. Экологическую культуру следует прививать с детства.

Деяния людей, направленные на разрушение планетарного здоровья – результат отсутствия в них понимания своего влияния на экологию.

Все нации и расы являются частью природы. Но интеллект большинства оторван от неё, не осознаёт единства. Существование человечества на Земле достигло сейчас критического момента. Деятельность отдельных кампаний по улучшению состояния экологии не принесёт существенной пользы, если понимание ценности природы не станет массовым.

Большое количество информации об экологических проблемах, находящейся в открытом доступе, не затрагивает умы большинства взрослых. Их мировоззрение уже сформировано, оно «закостенело». Сознание детей более пластично, поэтому важно развить у них привычку думать о последствиях поступков, привить любовь к родной планете. Ведь именно им придётся встречать «завтрашний день» со всеми его проявлениями.

С какого возраста начинают говорить с детьми о бережном отношении к природным ресурсам?

Целенаправленным воспитанием экологичности личности занимаются в 3-7 лет. Дети активно впитывают информацию и в более раннем возрасте, но в эти годы они ещё не оценивают её, не анализируют. Малыши наблюдают за поведением старших, копируют их действия. В памяти откладывается, как гуманное отношение к природе, так и несознательные, безответственные поступки. Позиция взрослых «малыш всё равно ещё не поймёт» - в корне неверна. Ребёнок понимает больше, чем думают его родители, а также события откладываются в его подсознании. Следовательно, личный пример в этом случае – намного эффективнее беседы.

Дети старше трёх лет уже более восприимчивы к сути слов, поэтому родители или педагоги рассказывают им о природе, экологии. Нравственные качества личности формируются в этом возрасте.

О чём следует рассказать ребёнку, беседуя об экологии?

Для лучшего понимания событий, происходящих в мире, объяснение начинают с наблюдений за птицами, насекомыми, природными явлениями. Обращают внимание на взаимосвязь всего, что есть на планете.

Рассказывая о флоре, фауне, знакомят молодое поколение с Красной книгой. Говорят о том, что забота о животных проявляется также в бережном отношении к их дому, среде обитания.

Важно донести до детей понимание ущерба, наносимого мусором. Необходимо научить их не ссорить на улице, помещениях, сортировать отходы для дальнейшей переработки.

Одежду и предметы для быта создают из природных ресурсов. Перепотребление – ещё одна серьёзная беда современности. Вещи нужно беречь, не покупать чрезмерно. И этому тоже обучают с детства.

Школьнику рассказывают о сложных ситуациях, которые складываются из большего количества факторов. Озоновые дыры, глобальное потепление, загрязнение мирового океана, истощение запаса пресной воды, разрастание пустынь, вырубка лесов, снижение биоразнообразия – серьёзные вопросы без ответов. Информацию о них освещают с опорой на энциклопедические знания и актуальные новости.

В какой форме лучше вести диалог?

Ужасная картина нынешней экологической обстановки пугает зрелого человека, что уж говорить о впечатлительном ребёнке. Беседу на эту тему ведут деликатно. Формирование понимания ценности природы – это важно, но не менее значимо здоровое развитие детской психики.

Ребёнок лучше понимает смысл, когда с ним говорят на одном языке. Вместо сложных терминов, в объяснение включают побольше красочных образов. Например, называют планету домом всех людей и животных. Или сравнивают её с добрым живым существом, дающем нам тепло, свет, еду, воду и всё то, что приносит ребёнку радость. Главное, говорить не с высокой позиции взрослого всезнайки, а такого же простого человека, любящего Землю.

Дошкольники сами очень наблюдательны, любознательны. Стоит однажды завести разговор о природе, как у них появляются новые вопросы. Если взрослые обстоятельно отвечают им, то малыши становятся более открытыми, а воспитательный посыл достигает цели.

Желая привить подрастающему поколению бережливость в отношении природы, педагоги и родители направляют их внимание на красоту цветов, птиц и других форм жизни. Поощряют сострадательность и заботу о братьях меньших.

Ребёнку среднего и старшего школьного возраста рассказывают о проблемах природы мирового масштаба. Подросток уже понимает, что многие экологические катастрофы – дело рук человечества. Избегая излишней эмоциональности, школьнику доносят суть проблемы и предлагают подумать о том, как её можно решить.

Личный пример

Демонстрация собственного бережного отношения к природе – один из лучших способов донести до детей это полезное знание. Растущие умы чувствительны к проявлению лицемерия и фальши. Слова, расходящиеся с делом, не вызывают у них уважения и доверия. Только тот человек, у которого забота о природе неразделима с образом жизни, авторитетен для других. Прежде чем учить кого-то, нужно воспитать себя самого.

Полная версия