Москва
23 ноября ‘24
Суббота

«Я знаю, что ничего не знаю»: об эффекте Даннинга-Крюгера

Встречали ли вы когда-нибудь начинающего врача, который после первого года обучения, скорее всего, вылечил бы вас от какой-либо болезни?

А может студент-психолог после нескольких психологических тренингов предлагает оказать вам психологическую помощь после разрыва с партнером?

Как получается, что иногда люди, которые только начинают свою научную / профессиональную карьеру, так высоко ценят свои навыки, что могут помочь / поддержать вас, а опытный профессор или человек с большим опытом работы колеблется, ищет много решений, нужна ли вам вообще консультация?

Очень распространены ситуации, когда люди с низкой квалификацией переоценивают свои навыки, а опытные занижают

Что такое эффект Даннинга-Крюгера?

Этот эффект заключается в переоценке своих знаний и способностей людьми с более низкой квалификацией и снижении их компетенций образованными людьми / экспертами в данной области.

Это пример когнитивной предвзятости, неправильного представления о реальности, которое иногда делает наше мышление и поведение иррациональными. Когнитивная предвзятость эффекта Даннинга-Крюгера относительно обычное явление, с которым, вероятно, все сталкивались лично.

Начало исследований эффекта Даннинга-Крюгера

Даннинг и Крюгер были двумя исследователями, которые, вдохновленные предыдущими исследованиями практических способностей (например, вождение автомобиля, теннис, игра в шахматы), решили проверить, действительно ли люди с низкими или небольшими компетенциями в определенной области неспособны адекватно оценить свои способности в себе, а также в других людях.

Даннинг и Крюгер решили проверить свои предположения относительно самооценки студентов университета, где они работали, в области логического мышления, грамматики и чувства юмора. После опроса респондентов попросили оценить свои результаты во время занятий. Что заметили исследователи?

Объективно компетентные студенты, то есть те, кто действительно набрал высокий балл в тесте, недооценили свои компетенции в публичном форуме, а те, у кого были худшие результаты, переоценивали и завышали свои возможности. Студенты, занявшие 12-й процентиль, смогли даже повысить свои результаты до 62-го процентиля!

Почему Я НЕ ЗНАЮ, хотя ЗНАЮ?

Каковы основные причины, по которым компетентные студенты снижают свои способности? Этот вопрос озадачил Даннинга и Крюгера. Серия из четырех экспериментов позволила им найти два ответа на свои вопросы.

Объективно компетентные студенты предполагали, что простые для них задания одинаковы для всех остальных. Поэтому в «их глазах» такая высокая оценка не была чем-то особенным.

Более того, студенты, которые уже имели больше знаний в определенной области, осознали, как много они еще не знали. Именно это чувство незащищенности и осознание отсутствия информации привело к снижению их самооценки.

С другой стороны, некомпетентные студенты, то есть их результаты находились на нижней границе шкалы, они даже не задумывались об отсутствии знаний или дезинформации в данной области. В этой ситуации именно отсутствие этого осознания заставляло их переоценивать свои способности и застревать в невежестве.

Теперь, когда вы знаете эффект Даннинга-Крюгера, вспоминайте о нем всякий раз, когда вы начинаете «хвастаться» своими знаниями в компании. Потому что, может быть, иногда знаменитые слова «Я знаю, что ничего не знаю» окажется лучшим решением, чем пытаться показать свои «способности».

Полная версия