Москва
24 ноября ‘24
Воскресенье

Характеристика трёх составляющих любви: отношение, ценностное, внутреннее

С одной стороны, тема любви – одна из самых распространённых в истории человеческой мысли, но, с другой стороны, одна из самых неисчерпаемых.

Основные подходы к пониманию сущности любви так или иначе подразумевает в ней наличие такого сущностного её признака, свойства, как внутреннее ценностное отношение субъекта к объекту.

Одним из признаков любви является то, что любовь – это в первую очередь отношение. Но есть несколько значений понятия «отношение», которые необходимо отличать друг от друга, чтобы определить именно сущностные признаки любви и не подменить любовь её формами проявления, следствиями, средствами к ней. Одно из значений понятия отношения - это связь, единство, соотношение, соотнесение, сравнение: «каждое означает… «по отношению к чему-то»»; «соотнесенным называется то, о чем говорят, что то, что оно есть, оно есть в связи с другим или находясь в каком-то ином отношении к другому». Другое значение понятия отношения - это социальные отношения, это то, что происходит в реальной действительности между субъектом и объектом, который в этом случае становится со-субъектами.

Такое отношение можно назвать «отношения «с…»», и они происходят во внешнем субъекту мире, поэтому их можно назвать «внешние отношения». И третье значение понятия отношения - это душевно, т.е. эмоционально-чувственно, переживаемое выражение субъектом своей внутренней субъективной позиции по поводу того или иного объекта, это его приятие или неприятие, это его одобрение или неодобрение, это наделение субъектом объекта каким-то содержанием, значением, смыслом. Такое отношение всегда является внутренним, оно лежит во внутреннем мире субъекта, поэтому его можно назвать «отношение «к…»». Именно внутреннее отношение связывает субъекта с объектом. Именно внутренним отношением человека-субъекта к объекту и является любовь.

Ещё одним признаком любви является то, что любовь – это не просто отношение субъекта объекту, а ценностное отношение: «всякая любовь — ценностно направленная», «любовь устремлена в существенной мере на ценное», «любовь… есть восприятие ценности конкретного существа», «любовь делает человека… способным видеть ценности», «любовь… раскрывает перед нами ценностный образ человека», «существенным для любой любви является то, что любимый человек воспринимается как нечто прекрасное, драгоценное», «любовь во всех своих формах подразумевает осознание высокой ценности любимого человека». Более того, любовь – это высшая форма ценностного внутреннего отношения субъекта к объекту, когда объект для субъекта является, во-первых, безусловной, а во- вторых, самой главной ценностью. Любить – значит видеть в объекте не просто ценность, а ценность, ни от чего не зависящую, ценность, которая является самой большой для субъекта, ценность, которая становится центральной в его жизни. Сама любовь, наполняя объект ценностным содержанием, смыслом, становится фундаментальной ценностью для него, являясь критерием остальных ценностей. Ценностное содержание, ценностный смысл – это то, что именно любовь привносит в объект. До любви субъекта к объекту последний лишён ценностного содержания, ценностного смысла. Объект становится объектом любви только после ценностного отношения любви субъекта к нему. Также и субъект становится субъектом любви только после ценностного отношения любви к объекту. За пределами ценностного отношения любви не может быть объекта любви и субъекта любви: ценностное отношение любви делает тот или иной объект именно объектом любви, а тот или иной субъект – субъектом любви.

Ещё один из признаков любви заключается в том, что она находится внутри человека, любовь – это феномен внутреннего мира человека, который во вне его лишь проявляется, но к своим проявлениям не сводится. За пределами субъекта любви находится объект (а точнее, предмет, который потом становится объектом) любви, который превращается в объект любви. Ценностное отношение к объекту, которое имманентно (внутренне присуще) любви, находится во внутреннем мире субъекта любви, и за его пределами не существует. Ценностным содержанием, смыслом субъект любви наделяет объект любви. И за пределами внутреннего ценностного отношения субъекта любви к объекту любви, а значит внутреннего мира субъекта любви, объект не обладает ценностным содержанием, смыслом. Так же как объект любви находится за пределами субъекта любви, а сама любовь к нему находится внутри субъекта, так же и внешние - социальные - отношения субъекта любви с объектом любви находятся во вне субъекта любви, но отношение субъекта любви к его внешним отношениям с объектом любви является внутренним.

Таким образом, любовь как высшая форма внутреннего ценностного отношения субъекту к объекту, когда последний становится безусловной ценностью для субъекта, имеет своими составляющими такие понятия, как «отношение», «ценностное», «внутреннее».

Полная версия