Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

10 лучших современных черно-белых фильмов

В этом году на церемонии вручения премии «Оскар» фильм «Манк» Дэвида Финчера не получил заветной статуэтки.

Эта была лента с наибольшим количеством номинаций. «Манк» Дэвида Финчера - это дань уважения классическому фильму «Гражданин Кейн» и времени, когда в картинах наличие цвета было призрачной мечтой уинематографистов, которая больше напоминала научную фантастику, чем реальную техническую реальность того времени.

«Манк» - это, по сути, лишь один из удивительного количества фильмов недавнего прошлого, которые были специально сняты в черно-белом цвете. В настоящее время отказ от использования цвета в фильме - это сознательное решение режиссера. Для этого может быть много причин: возможно, кто-то хотел бы указать на время, в котором разворачивается сюжет фильма или на годы, когда черно-белые фильмы были нормой.

В конечном итоге это подчеркивает историческую атмосферу фильма и немного погружает зрителя в иной мир. Притча о стремлении к большому кино.

Работа с черно-белыми изображениями также позволяет полностью сосредоточиться на самом сюжете: ничто не должно отвлекать от переживаний и психологического путешествия главных героев. Даже если мир человеческой души на самом деле играет всеми частями цвета: в кино он иногда может проявляться тем отчетливее, чем больше зритель концентрируется на главном.

Кроме того, черно-белые кадры передают очень специфическое настроение: они окружены аурой боли и меланхолии, замкнутости и задумчивости. И давайте посмотрим правде в глаза: черно-белое кино всегда выглядит хорошо и намного более артистично.

Итак, вот десятка лучших черно-белых фильмов XXI века.

«Манк» (2020)

«Манк» - это прежде всего дань уважения самой фабрике грез, точнее вневременной классике «Гражданин Кейн». Фильм рассказывает историю происхождения «Гражданина Кейна», историю конфликтного сотрудничества между режиссером Орсоном Уэллсом (Том Берк) со сценаристом-алкоголиком Германом Манкевичем (Гэри Олдман). Место действия: Голливуд 1930-х годов.

«Манк» - это лента, созданная любителями кино для любителей кино: вы должны иметь некоторые базовые знания в истории кинематографии, чтобы понимать все отсылки и анекдоты, которые умело вплетает в сюжет Финчер. Есть множество ретроспективных кадров, которые дают психологическую возможность заглянуть за кулисы «Старого Голливуда». В первую очередь, однако, это стало детализированным раскрытием Германа Манкевича, иногда немного затянутым, но определенно захватывающим.

«Простые сложности Нико Фишера» (2012)

Нико (Том Шиллинг) чуть больше двадцати лет, и он бессмысленно проживает день за днем. В один из этих дней мы сопровождаем его, когда он бесцельно гуляет по Берлину, знакомится с разными людьми и их историями и находится в вечном поиске обычного кофе. Нико не может себе этого позволить больше что-то купить, потому что его отец отказал в финансовой поддержке, а девушка бросила. Может быть, этот день навсегда изменит Нико. Но, может быть, все будет по-прежнему.

Любопытный, тихий, прислушивающийся к человеческой душе: сам фильм предстает в черно-белом цвете как главный герой Нико. Отказ от цвета придает ленте что-то нетрадиционное, волшебно-поэтическое, нечто постороннее - опять же, то, что представляет и главный герой картины.

Режиссер Ян Оле Герстер чутко запечатлел образ жизни «двадцатилетних», но также и характеристики большого города, такого как Берлин, который постоянно меняется, но всегда по сути остается прежним. Джазовая музыка, сопровождающая Нико весь фильм, придает ленте дополнительную авангардную нотку.

«Много шума из ничего» (2012)

Фестиваль как для режиссера картины Джосса Уидона, так и для поклонников Шекспира: в «Много шума из ничего» создатель «Мстителей» посвящает себя легендарной классической пьесе и упаковывает ее в волшебные черно-белые картинки в современной обстановке, при этом сами диалоги не были изменены. Это любящее и неподвластное времени сочетание современности и классики - вот что гарантирует от просмотра «Много шума из ничего» наслаждение.

Режиссер снял этот фильм всего за 12 дней, чтобы отдохнуть от работы над «Мстителями».

«Город грехов» (2005)

Яркие образы, эротические, взрывные, опьяняющие, напыщенные, стильные и очень брутальные: «Город грехов» до сих пор считается одним из лучших, потому что он наиболее верен оригинальным комедийным экранизациям комиксов. Три создателя фильма отдали дань уважения нуарному кинематографу. Речь идет о Роберте Родригесе, Квентине Тарантино и самого автора «Города грехов» Фрэнке Миллере.

При просмотре фильма действительно возникает ощущение, что отдельные страницы из комикса оживают на глазах. Иногда такая визуализация бывает неожиданной, как пощечина, а иногда воспринимается почти так же нежно, как осторожное объятие.

Запоминающиеся виртуозные изображения в насыщенных черно-белых тонах с индивидуальными, искусно подчеркнутыми штрихами цвета погружают зрителя в состояние опьянения, которое усиливается до тех пор, пока, наконец, не обострится до предела.

«Артист» (2011)

И еще один фильм, посвященный тому, в чем Голливуд больше всего хорош: а именно самолюбованию. Сделанный во Франции фильм является отсылкой к кинематографу 1920-х годов и рассказывает о молодой актрисе Пеппи (Беренис Бежо), которая начинает отношения с Валентином (Жан Дюжарден), звездой немого кино.

Не только черно-белое изображение воспроизводит волшебную ауру эпохи немого кино, но и диалоги - или, лучше сказать, отказ от диалогов. Потому что «Артист» - это не только лента про немое кино, но и сама картина реализована как немое кино. Режиссер делает это с такой преданностью и вниманием к деталям, что создается очаровательная, неотразимая тяга к прошлому кинематографа.

В 2012 году «Артист» был удостоен пяти «Оскаров», в том числе в номинациях «Лучший фильм», «Лучший режиссер» и «Лучшая мужская роль».

«Маяк» (2019)

В «Маяке» режиссер Роберт Эггерс представляет нам авангардный психологический ужас, напоминающий немецкий экспрессионизм, который поднимает минимализм до стилистического приема.

Персонажи Уильяма Дефо и Роберта Паттинсона - два моряка, которые живут на отдаленном острове и присматривают за местным маяком. Когда опасный шторм мешает им вернуться домой, эти двое начинают кататься на все ускоряющейся карусели в своих мыслях, которая сводит их с ума. Они становятся заложниками не только моря, но и собственной психики.

Красиво снятый, но в то же время глубоко тревожащий, «Маяк» - это камерная игра, вызывающая клаустрофобию, и впечатляющая притча о том, что происходит, когда собственная психика становится тюрьмой строгого режима.

«Рома» (2018)

Фильм Netflix «Рома» - самый личный проект режиссера и сценариста Альфонсо Куарона, получившего Оскар. Это картина о Клео, молодой домашней служанке, которая работает на семью в небольшом районе под названием Рома в Мехико. Основываясь на собственном детстве, Куарон создает живое и эмоциональное произведение о домашних распрях и социальных иерархиях в разгар политических потрясений 1970-х годов. Режиссер своим фильмом создает хитроумное любовное послание женщинам, которые его воспитали.

Куарон тщательно фиксирует как маленькие, так и эпические события жизни, а черно-белые тона придают фильму дополнительный ностальгический оттенок: каждая сцена ощущается как пожелтевшая, все более тускнеющая, но всегда красивая фотография. Фильм удостоился трех Оскаров («Лучший режиссер», «Лучший фильм на иностранном языке» и «Лучшая операторская работа»).

«Белая лента» (2009)

Мы находимся в (вымышленной) северогерманской деревне Эйхвальд в 1913 году. Скоро разразится Первая мировая война. Население Эйхвальда - убежденные протестанты. Внезапно с жителями деревушки начинают происходить загадочные происшествия.

Критический нравственный образ времени Майкла Ханеке на массивном и очень строгом черно-белом фоне показывает, насколько 1913 год был отмечен для детей и молодежи угнетением, эмоциональной дистанцией, разочарованием, строгим следованием правилам и злоупотреблениями в отношении всех. Молодые персонажи «Белой ленты» охвачены устрашающей жесткостью, которая еще больше подчеркивается отсутствием цвета.

«Милая Фрэнсис» (2012)

Фрэнсис (актриса Грета Гервиг, которая также принимала участиев написания сценария фильма) чуть больше двадцати, и она очень хочет начать танцевать в Нью-Йорке, но ее карьера не складывается. Девушка живет со своей лучшей подругой Софи, с которой у нее своего рода брак, только без секса. Фрэнсис это комфортно. Однако, когда Софи уезжает, Фрэнсис внезапно задается вопросом, куда идет ее жизнь. С неустрашимым энтузиазмом к жизни она бросается в городскую суету и путешествует из одного странного места в другое.

В фильме «Милая Фрэнсис» режиссер Ноа Баумбах («История брака») представляет собой тонкую, но мощную оду взросления и рассказывает современную городскую сказку, которая своим свободным духом и энергией напоминает французские фильмы новой волны.

«Доброй ночи и удачи» (2005)

Этот исторический политический триллер является дебютом режиссера Джорджа Клуни и рассказывает историю радио- и тележурналиста Эдварда Р. Мерроу (Дэвид Стратэрн) и его смелых попыток остановить антикоммунистический крестовый поход сенатора Джозефа Маккарти.

Клуни выбрал черно-белую пленку - и, очевидно, принял правильное решение: отсутствие любого цвета передает страх и паранойю эпохи Маккарти. Фильм «Доброй ночи и удачи» стал кинематографическим документом современной истории, который реализован в очаровательных элегантных образах.

Полная версия