Москва
22 ноября ‘24
Пятница

Спортивная психология в повседневной жизни

На этот раз вы узнаете об одном довольно простом, но интересном методе, который поможет добиться лучших результатов в том, чем вы занимаетесь: работать, учиться, заниматься спортом или заниматься чем-то еще.

Метод называется «Спортивная психология в повседневной жизни», хотя этот метод не обязательно был изобретен спортивными психологами, просто ими он часто используется. Без сомнения, аналогичные методы используются в когнитивной психотерапии. Этот метод – форма самооценки, только в спорте к этой оценке привлекаются тренеры.

Теперь небольшой контекст. В профессиональном спорте достигаются чрезвычайно высокие результаты, большое внимание уделяется тренировкам и методикам во время тренировок. Одна из основных сложностей, с которой сталкиваются тренеры и спортсмены, - это перенос результатов, достигнутых на тренировках, в соревновательную ситуацию. По разным причинам, часто психологическим, спортсмены не работают так же хорошо во время соревнований, как и во время тренировок.

Для того чтобы добиться успеха во время соревнований, необходимо успешное выступление и тренировочный процесс. Оценка 4 форм поведения используется, чтобы сделать тренировку более плавной и облегчить регистрацию прогресса или регресса. Поведение разделено на разные формы, чтобы можно было более точно оценить, что нужно изменить, а что нет.

Этими 4 формами поведения являются:

  • поведение, которое необходимо поддерживать;
  • поведение, которое необходимо закрепить;
  • модели поведения, которые необходимо развивать / изучать;
  • поведение, которое необходимо устранить.

А теперь подробнее о каждой из форм поведения.

Поведение, которое необходимо поддерживать, - это форма поведения или конкретное действие, которое человек может выполнять даже в условиях сильного стресса или просто всякий раз, когда это необходимо, и это приносит ему пользу. Следовательно, такое поведение укоренилось, и им можно воспользоваться даже в трудной ситуации. Оставляем это поведение, менять его не нужно.

Поведение, которое необходимо закрепить, - это поведение, которое человек может продемонстрировать, но не всегда. Возможно, это слишком сильно зависит от стресса или окружающей среды. Однако если бы человек смог продемонстрировать такое поведение даже в менее благоприятных условиях, он выиграл бы. Следовательно, такое поведение необходимо закрепить. Необходимо, чтобы такое поведение превратилось в поведение, описанное в первом пункте. Можно спросить себя, что мне делать, чтобы мне было легче воспользоваться преимуществами такого поведения? Может быть, иногда требуется больше практики, может быть, необходимо устранить какие-то неподходящие условия окружающей среды.

Поведение, которое необходимо усвоить, - это поведение, которое было бы полезным, если бы оно входило в «репертуар» человека, но совсем не усвоено или изучено не полностью. Такое поведение или действие следует идентифицировать и найти способ включить их в свой репертуар поведения.

Поведение, которое необходимо устранить, является дисфункциональным. Следовательно, его присутствие беспокоит человека, мешает ему достичь того, чего он хочет. Следует попытаться устранить такое поведение. Более печальная новость заключается в том, что дисфункциональные формы поведения часто труднее устранить, чем изучать новые, функциональные, поэтому на этом этапе важно установить приоритеты и цели, чтобы иметь четкую мотивацию того, почему нужно исключать такое поведение.

В контексте спорта все, наверное, выглядит довольно просто. Есть навык, который спортсмен может проявить даже в стрессовое время – на этом мы остановимся.

Есть некоторый навык, который не полностью встроен, скажем, пенальти в решающий момент. Затем мы стремимся развить такой навык. Нужно научиться, скажем, хорошему удару по мячу. Мы учимся такому навыку. Есть что-то, что нужно убрать, скажем, отвлечение, желание кому-то передать мяч. Мы пытаемся удалить такое поведение.

Так как же применить такую систему самооценки не только в спорте, но и в повседневной жизни? Попробуем взять простой пример – человек хочет читать больше книг. Давайте посмотрим, как можно выполнить 4 балла самооценки.

Поведение, которое вам нужно поддерживать, будет читать само себя. В этом случае мы не оцениваем стрессовые или напряженные состояния. Главное – продолжать читать.

Поведение, которое необходимо сохранить. Человек уже читает что-то, но ему этого мало, потому что он читает слишком редко или слишком мало. Следовательно, можно установить некоторое время для чтения. Допустим, человек читает вечером, а не каждый день. Можно настроить так, чтобы человек вставал на полчаса раньше каждый рабочий день и выделял 25 минут на чтение по утрам. Если вы посвятите 25 минут чтению утром и вечером, вы получите около 30 страниц в день (в зависимости от скорости чтения и текста, который вы читаете, конечно, но давайте возьмем это число приблизительно). Уже через 5 рабочих дней вы получите 150 страниц и больше.

Поведение, которому вам нужно научиться, может быть, к примеру, скорочтение.

Поведение, которое необходимо устранить в этом случае, может заключаться в чрезмерном использовании мобильного телефона во время чтения, что делает процесс чтения прерванным и непродуктивным. Следует попытаться исключить использование смартфона. Возможно, человек склонен читать много книг одновременно и метаться между ними, поэтому многие книги остаются не прочитанными полностью. Затем вам следует отказаться от многократного чтения книг и остановиться на одной или двух книгах.

Таким образом, этот инструмент самооценки можно превратить в еще более простой формат обратной связи.

Что я делаю правильно, и я должен продолжать это делать?

Что я делаю правильно, но надо делать это чаще и последовательнее?

Что мне делать, чего я пока не знаю?

И, наконец, то, что я делаю, но я должен остановиться.

Полная версия