Москва
1 ноября ‘24
Пятница

Роковые женщины

Она притягивает, как тайна. Она никому не принадлежит. Она приносит несчастье.

Образ Femme Fatale – "роковая женщина", создан французскими драматургами в середине 19 века. Многие известные персонажи имеют черты роковой женщины. Кармен из произведения Проспера Мериме, Настасья Филипповна из романа Достоевского "Идиот", "Лолита" Набокова и даже сказка «Снежная Королева».

Образ Femme Fatale также успешно эксплуатировался в индустрии моды, как визуальный имидж, затем устарел. Появилась новая вариация – Стерва. Она, как ни странно, вобрала основные черты роковой женщины. «Стерва» – стало комплиментом. Женщины энергично точат когти, в надежде остервенеть. Открываются платные курсы стерв. Пишутся целые серии книг по стервологии. Например, «Стратегия успеха в мире мужчин. Стань правильной стервой и покори всех». «Если женщина не стерва, то она не удалась!» – утверждают организаторы тренингов.

А между тем, от Femme Fatale стерву отличает:

  • уничижительное отношение к мужчине;
  • жажда манипулирования с целью потребления ресурсов;
  • преувеличение своей ценности.

У большинства мужчин стерва вызывает раздражение или агрессию, а Femme Fatale – жгучий интерес, часто восхищение. При этом ни внешность, ни социальное положение женщины не играет особой роли.

В кино и литературе итог встречи мужчины с роковой дамой подразумевает некое фатальное событие: необдуманный поступок, преступление, тюрьма, сума или суицид. Но исторические примеры часто опровергают исключительно негативное влияние на мужскую судьбу. В итоге, образ роковой женщины-паука, пожирающей своих партнёров, оказывается не более чем миф.

Рассмотрим черты Femme Fatale на примерах самых ярких и известных роковых женщин прошлых веков.

Запах Жозефины

Жозефина де Богарне – провинциалка, креолка, с чёрными от кариеса зубами. У нее двое детей и неидеальная фигура. Ей 32 года (возраст старухи по тем временам). Разорившись на косметике и зеркалах, она оттачивает походку и манеры, учится грудному смеху и «стрельбе глазами». Занятия не проходят даром. В салоне она фланирует мимо смущённого 27-летнего генерала и делает ему роковое «Ха-ха-ха» (не показывая зубы). Затем приглашает в свою спальню. Генерал сражён наповал. Позже Наполеон Бонапарт напишет в письме: «Ты внушила мне страсть, опьянение... Возможность чувствовать тебя – для меня высшее счастье». А она, будучи уже императрицей, улыбаясь своей чёрной улыбкой, поделится с подругами: «Он слабее и чувствительнее, чем думают».

Жозефина вникает во все дела Наполеона, составляет важные документы, читает ему вслух книги, переводит иноземные депеши, помогает установить контакт с целой партией для «национального единения» и вдохновляет его на новые завоевания. Перед каждым сражением он молится на её портрет (из-за этого её прозвали «Богоматерь победы»).

Много времени Жозефина тратит на процедуры по омоложению: компрессы, маски, клизмы, ароматные ванны, за исключением… «Приезжаю через три дня. Не мойся», – пишет муж незадолго до возвращения из военных походов.

Прекрасный череп и высококачественный скелет

«У Вас прекрасный череп и высококачественный скелет», – именно таким был первый комплимент 25-летнего девственника Сальвадора Дали 36-летней Елене Дьяконовой. От волнения он продолжал нести ахинею и ещё не знал, что перед ним явилась муза всей его жизни. Женщина увидела потенциал в этом неотёсанном испанце.

Однако прозвище Gala дал ей первый муж, поэт, Поль Элюар. Они познакомились в санатории, куда её отправили родители на лечение. Он влюбился с первого взгляда… в девушку из Казани – некрасивую и больную туберкулёзом. Когда палочки Коха окончательно покинули её тело, она вернулась в Россию и написала Полю письмо, которое не могло не тронуть поэта: «Я люблю тебя, у меня нет ни таланта, ни ума, ни воли, ничего, кроме любви, и это ужасно. Если я тебя потеряю, то потеряю себя. Я уже не буду той Галой, а лишь бедной несчастной женщиной, каких тысячи. Только с тобой я ощущаю себя сильной и уверенной в своих мыслях и поступках. Вдали от тебя я просто страдающая вещь. Я теряю свою душу, вместо неё какая-то чёрная дыра».

Со временем «страдающая вещь» превращается в расчётливую акулу пиар-менеджмента. Никто не может сравниться с ней. Сюрреалисты окрестили её «Гала-чума». Она с лёгкостью меняет талант Поля на гения Сальвадора. Она становится его Пигмалионом в юбке, любовницей, женой, матерью, секретарём, имидж-мейкером. Образ эпатажного Дали, каким его запомнили, придуман ею. Она рекламирует его работы, платит критикам, устраивает выставки и сводит с нужными людьми. «Спасибо, Гала! Это благодаря тебе я стал художником. Без тебя я бы никогда не поверил в свои дарования!» – написал Сальвадор в своём дневнике. «Гала – Вселенная. Гала – Христос», – ни один художник не обожествлял так свою музу, как он.

Наглые глаза на истасканном лице

Недоброжелатели называли её: «пиковая дама», «злой гений пролетарского поэта», «тифозная вошь советской поэзии». Но она, несомненно, обладала талантом в искусстве соблазнения мужчин. Ещё в юности у неё был роман с родным дядей и беременность от учителя физики, а в 13 лет она влюбилась в своего первого мужа – Осипа Брика. Замужество не остановило её. Лиля стала настоящим бойцом на сексуальном фронте.

Возможно, ревность Маяковского стала дополнительным топливом для его же творчества. «Страдать Володе полезно, он помучается и напишет хорошие стихи», – считала Лиля.

«Боже мой! – восклицала одна из мемуаристок, – Да ведь она некрасива! Слишком большая голова для такой маленькой фигуры, сутулая спина и ещё этот ужасный тик».

«...и наглые глаза на истасканном лице», – презрительно добавила Ахматова.

Образ Лили Брик – самый противоречивый в череде роковых женщин, в основном из-за трагической гибели поэта. «А не надо было дружить с чекистами!», – сказала Ахматова.

Вплоть до конца жизни Лиля занималась изданием сочинений Маяковского и ваяла его скульптуры.

Полная версия