Москва
22 ноября ‘24
Пятница

10 качественных российских сериалов о прошлых веках

Есть ли хорошее в современном отечественном кино?

Не слишком приятно осознавать расхожее мнение, что в последние годы «отечественное кино» стало синонимом некачественного, второсортного. Мне, выросшей в 90-е годы как раз на советских и постсоветских фильмах, очевидно, что не столько всё плохо в нашем синематографе за последние 30 — 40 лет, сколько в основном говорится о второсортном и привлекается внимание к второсортному. Почему это так? Об этом можно высказывать самые разные теории. А пока предлагаем вам подборку интересных отечественных сериалов и многосерийных фильмов о прошлых временах, снятых во временном промежутке от 80-х до 2010-х, которые однозначно стоит посмотреть, если вы любите качественно сделанные костюмы, декорации и сюжет. Это фильмы отлично доказывают, что отечественное кино — не значит плохое.

Гардемарины, вперёд!

И начнём с классики! Открывает этот список снятая ещё в советское время экранизация приключенческого романа Нины Соротокиной о трёх друзьях, выпускниках морской школы, волею судьбы оказавшихся втянутыми в интриги русского императорского двора, которые, в свою очередь, переходят в интриги международного уровня. «Многосерийный художественный фильм», как это тогда называлось, по нынешним меркам не слишком длинный — всего 4 серии, но серии советских многосерийных фильмов длятся гораздо дольше, чем у современных мини-сериалов. Приключенческое кино «Гардемарины, вперёд!», впервые прославившее на всю страну Сергея Жигунова и Дмитрия Харатьяна, отличается хорошей музыкой и прекрасным актёрским составом. Главные герои Алёша, Никита и Саша — неунывающие, отважные молодые люди, готовые пойти ради дружбы в огонь и в воду. И, конечно, кроме всего прочего, эта история про любовь.

Петербургские тайны

  1. Снятый в голодные 90-е годы, когда зарплату актерам почти не платили, а режиссёрская работа, по признанию съёмочной бригады, «делалась на коленке», сериал получился на удивление красивым и качественным. Мне этот сериал в детстве невероятно нравился — таким романтичным, «белогвардейским» казался весь девятнадцатый век, с красивыми платьями и возвышенными понятиями о чести и совести. И всё это на фоне прекрасных петербургских видов и под чудесную музыку Андрея Петрова. Сериал снимался ещё по канонам советской школы, и к игре и режиссуре подходили очень серьёзно, а в главных ролях засветились отечественные звезды. В центре истории — судьбы знатных дворянских семейств, тесным и роковым образом переплетённые друг с другом, на фоне светских интриг и злодейства, а параллельно показывается уголовный быт и бедные кварталы Петербурга. Ведь сериал снят по мотивам романа Всеволода Крестовского «Петербургские трущобы», который имеет подзаголовок «Роман о сытых и голодных».

Развязка петербургских тайн

Продолжение «Петербургских тайн», снятое в 1998 году. В отличие от основной 48-серийной истории, снятой по мотивам романа писателя 19-го века Всеволода Крестовского «Петербургские трущобы», это 12-серийное продолжение целиком написано сценаристом Вадимом Зобиным. Обычно его не считают отдельным фильмом, поскольку показывают всегда вместе с предыдущей частью. Тем не менее, это практически новый мини-сериал с новыми приключениями, выпавшими на долю прежних героев после конца прошлой истории. А напряжённостью переживаний за их судьбу он не уступает «Петербургским тайнам».

Михайло Ломоносов

Фильм 1984 года о великом русском учёном заслуживает звания классики советского кинематографа. Биография в девяти сериях отражает весь жизненный путь гения — от крестьянского любознательного мальчика-помора до гениального ученого, во многом опередившего свое время. А этот путь был далеко не лёгок — ему приходилось всю жизнь бороться за свои теории, перенося противостояние с консервативными кругами, упрёки в низком происхождении и интриги внутри Академии наук. Прекрасно снятые виды природы — от просторов севера до парков и дворцов Петербурга словно подчеркивают неспешное течение человеческой жизни, за которую, однако, невозможно успеть найти ответы на все вопросы. Этот многосерийный фильм следует включить в школьную программу, чтобы каждый школьник имел представление о заслугах уникального человека в нашей истории — Михаила Васильевича Ломоносова.

Королева Марго

Сериал Сергея Жигунова 1996 года погружает зрителя в мир придворных интриг вокруг парижского королевского трона. Экранизация романа Александра Дюма, снятая как ежедневный сериал, получилась неожиданно реалистичной, драматичной и серьёзной. Мрачная атмосфера средневекового Лувра, полная крови на чьих-то руках, жажды власти и человеческих страстей. Звёздный состав фильма потрясающий (чего стоит одна Екатерина Васильева в роли злодейки-королевы-матери Екатерины Медичи! — да и остальные играют не хуже). Одним словом, экранизация вполне достойна пополнить плеяду отчего-то малоизвестных, но талантливо снятых отечественных сериалов.

Графиня де Монсоро

Ещё один сериал 90-х, проект Жигунова и продолжение «Королевы Марго», снятое одновременно с ней. Как отмечают в отзывах, «первый фильм — это серьёзная вещь, а это — так, лёгкая мелодрама!» Лично я бы сказала так: после глубокой, берущей за душу драмы в «Королеве Марго» данный сериал смотрится как нечто светлое и позитивное, поднимающее настроение, но отнюдь не скучное. На первом плане — новые герои, а на фоне временами появляется и кое-кто из старых. Поэтому очень рекомендую смотреть оба сериала один за другим, в правильном порядке.

Саломея

Новый проект от создателей «Петербургских тайн» — сериал 2001 года, экранизация романа А. Вельтмана «Приключения, почерпнутые из моря житейского», обещал быть ничуть не хуже. Почти тот же актёрский состав, саундтрек на стихи Гумилева, прекрасные костюмы и интригующий сюжет. Судьбы героев также вызывают интерес — это и юная московская барышня Саломея, которая мечтает быть томной роковой красавицей и морочит голову жениху-князю, и её сестра Катя, что кажется доброй и простодушной, как ребёнок, однако вполне по-взрослому объясняет сестре, что «такая жизнь — не настоящая, как в театре»; купеческий сынок Проша, который шагу ступить боится без разрешения отца, однако встречает прекрасную и очень несчастную горячо любящую женщину, и повеса-поручик Василий Дмитрицкий, который понятия не имеет, кто он и откуда, помнит только, что в детстве его украли цыгане… К сожалению, сериал не был закончен. Отсняты только пилотные десять серий. Можно посмотреть их как целое произведение, но в конце становится грустно из-за очень уж открытого финала.

Сибирочка

Сериал от создателей «Петербургских тайн» 2003 года, получившийся намного более успешным, чем «Саломея», экранизация одноименной повести Лидии Чарской. Юная Сашенька выросла в сибирской тайге с дедушкой-охотником. Она умеет все, что положено внучке охотника — управляться с хозяйством, ходить в тайгу и читать следы, но на самом деле любимому дедушке она не родная — пятнадцать лет назад Михалыч нашёл в лесу неизвестно откуда взявшегося младенца, закутанного в богатую шубу. Внезапное несчастье с дедом вынуждает Сашу вместе с цыганским пареньком Андреем, с которым её свела судьба, самостоятельно добираться до столицы, где живёт замужняя дочь Михалыча — единственная родня. Однако «тётушка Анна» совсем не рада явившимся нахлебникам, и, похоже, здесь тоже кроется какая-то тайна… В отличие от сентиментальной детской повести Чарской, сериал сделан как вполне реалистичная, почти криминальная драма в духе «Петербургских тайн». Несмотря на это, никакой особенной «жести» в фильме нет, и его можно смотреть с детьми.

Раскол

Двадцатисерийный исторический фильм режиссера Николая Досталя повествует о периоде церковного раскола в России семнадцатого века и его влиянии на жизнь русского общества. Снятый с большой исторической точностью, сериал отражает обстановку царской, допетровской Руси, и все события вокруг церковных разногласий. Как сказано в отзывах: «это история о том, что с человеком делает власть». В центре истории — судьбы царя Алексея Михайловича, протопопа Аввакума, бояр Морозовых, патриарха Никона и других исторических лиц того времени. Атмосфера тогдашней русской жизни воссоздана потрясающе, а декорации и костюмы — на высшем уровне.

Шерлок Холмс

Экранизация знаменитых рассказов о великом сыщике, снятая режиссёром Андреем Кавуном в 2013 году, как-то прошла мимо общего признания российского зрителя и критики. И зря. Не буду скрывать, этот вариант интерпретации рассказов Конан-Дойля — мой любимый. Можно назвать его по-настоящему постмодернистским, так как все в нем переставлено с ног на голову и заставляет задаваться неожиданным вопросом: а что же на самом деле стоит за «Записками о Шерлоке Холмсе»? И внезапно отказывается, что в действительности всё было не так. Где здесь правда, а где вымысел? Кто такой сэр Артур Конан-Дойль и при чём здесь Джон Ватсон? Главный герой в исполнении Игоря Петренко совсем не похож на того сдержанного респектабельного джентльмена, которым мы привыкли видеть Шерлока Холмса. Неловкий юнец в очках, больше всего он напоминает еврейского гения-вундеркинда, снимает бедную квартирку на Бейкер-стрит, увлекается химическими опытами и страдает от несчастной любви. И да, он совершенно не умеет играть на скрипке.

Полная версия