Москва
24 ноября ‘24
Воскресенье

Чарли Чаплин и его киноленты

Кинолента «Новые времена» - жесткая социальная сатира современного миропорядка.

Она полна символизма: в первых кадрах стадо баранов сопоставляется с вереницей рабочих. Бродяга Чарли, обессиленный каторжным трудом на заводе, едва способен на помощь такой же изможденной и беспомощной девушке. Вместе, держась за руки, они уходят к солнечному свету, к счастью.

Картина, из-за специфичности приемов немого кинематографа, выходит несколько старомодной. Жизнь требует от Ч. Чаплина навсегда отказаться от немой маски бродяги Чарли, образ Чарли начинает стеснять и самого автора - в киноленте «Новые времена» Бродяга редко появляется в привычном виде: котелок и тросточка появляются изредка, нелепый пиджак сменяет роба рабочего.

Но прежде чем насовсем проститься с маской, Ч. Чаплин предстанет в ней в последующем фильме. В нем маска заговорит.

После премьеры фильма Ч.Чаплин решает немного отдохнуть и направляется в Китай. Через многие годы станет известно: в Кантоне Чарли Ч. и Полетт Годдар стали мужем и женой.

Одинокий боец: Давид против Голиафа

Вернувшись в Америку, Ч. Чаплин вновь серьезно задумывается о своей жизни: отношения с П. Годдар «зашли в тупик», по стране прокатилась очередная волна анти чаплинской «травли» (следствие его политических высказываний) - уйти «с головой» в работу не получается: он не понимает, каким должен быть следующий фильм.

В итоге, Ч. Чаплин решает снимать сатирическую картину «Великий диктатор» (1940 г.). В сюжете прослеживаются жизни двух главных героев братьев близнецов - диктатора Хенкеля (злого и беспощадного) и парикмахера еврея Чарли. Фильм вышел добродушным: диктатор, по причине величайшего добротолюбия своего брата Чарли, сожалеет о содеянном и раскаивается.

Ч.Чаплин, вслед за прославленными мастерами сатиры (Аристофаном, Ф. Рабле, Дж, Свифтом. Ф. Вольтером) встает на борьбу с подлостью, злобой и мракобесием. До фильма «Великий диктатор» маленьким библейским Давидом с пращой был сам Ч.Чаплин, маска Чарли была лишь орудием, вызывающим смех, или слезы у зрителя: ей, как Давид пращей, умело пользовался ее автор - в фильме маска Чарли выходит за дозволенные границы кинематографической жизни, встает на трибуну и произносит сакральное слово: «Свобода!».

Режиссера неоднократно предупреждают о нежелательности проката фильма. Америка была нейтральной страной, могли возникнуть политические недоразумения. После вступления США в войну Ч.Чаплин перестает скрывать свои антифашистские убеждения. После окончания войны (1945 г.), просоветские убеждения серьезно встревожили высшие политические круги. Ч.Чаплина обвиняют в антиамериканской пропаганде, припоминают все проступки и пороки (пристрастие к малолетним актрисам).

Вдобавок ко всему, Ч. Чаплина преследуют вечные житейские неурядицы.

В 1992 г. Полетт Годдар в Мексике получает развод. Чарли Ч. разыскивает артистку на заглавную роль в новой кинокомедии, ему рекомендуют семнадцатилетнюю Уну О'Нил, дочь популярного драматурга. Внезапно, молодая актриса Джоан Барри подает на Ч. Чаплина в суд, утверждая, что он отец ее ребенка. Дело быстро «разваливается», ребенок признается чужим, но суд, почему-то, обязывает актера выплачивать денежное пособие матери.

15.06.1943 г. Ч.Чаплин и Уна О'Нил, не взирая на судебное разбирательство, стали мужем и женой.

В поисках жанра

Ч.Чаплин возвращается к работе. Он заканчивает сценарий фильма «Мсье Верду». По жанру это философская социальная комедия. Главный герой кинокартины не умеет ценить жизнь человека, убийство для него простое средство ведения дел: он убивает состоятельных вдов и вкладывает их средства в дело. Картина очень точно обрисовывает современное время: бездомные и безработные люди, тревожные заголовки газет, крах на бирже. Примечательно, что пойманный на преступлении Верду, «маленький убийца», по ходу уголовного процесса становится обличителем «больших убийц» из числа правителей и прочих «сильных мира».

В эти трудные годы Ч.Чаплин по настоящему счастлив лишь у себя дома; брак оказался счастливым, а семья становилась большой: в 1944 г. родилась Джералдина, в 1946г. появился на свет Майкл, в 1949 г. - Джозефин а Ханна, в 1951 г. - Виктория.

Гимн человечному человеку

В 1952 г. выходит картина «Огни рампы». Сам Ч. Чаплин очень высоко оценивает это произведение. В нем легко угадываются многие автобиографические подробности. Старый клоун Кальверо уже не пользуется славой у публики. Он проявляет заботу о молодой танцовщице Терри и помогает ей вновь научиться стоять на ногах, ходить, двигаться. Терри, в порыве благодарности, готова выйти за Кальверо замуж, но умудренный жизнью Кальверо находит выход и из этой ситуации.

Премьера фильма проходила в кинокомпании «Парамаунт». Это была последняя Американская премьера.

Швейцария

17.09.1952 г. Ч. Чаплин едет в Лондон на премьеру кинокартины «Огни рампы». Эдгар Губер (Глава ФБР) добивается от властей запрета на въезд (возвращение) режиссера в страну. Чарли Ч. решает не возвращаться.

Ч.Чаплин с семьей селится в Мануар-де-Бан («Поместье изгнанника») в Корсье-сюр-Веве.

Именно в этом поместье родятся четверо его детей: в 1953 г - Юджина, в 1957 г. - Джейн, в 1959 г. - Аннет, в 1962 г. - Кристофер.

По-прежнему, он много работает: сочиняет музыку к своим немым фильмам, озвучивает «Золотую лихорадку»...

В 1957 г. выходит кинокартина «Король Нью-Йорка». Образ короля-изгнанника Шедоу целиком восходит к прежнему Бродяге. Не взирая на довольно невинный сюжет, картина была запрещена к кинопрокату в Америке.

В 1962 г. Оксфордский и Даремский Университеты присуждает Ч. Чаплину степень почетного доктора литературы. Чарли Ч. издает свою книгу «Моя биография».

В 1966 г. Ч.Чаплин выпускает в прокат фильм «Графиня из Гонконга». По жанру - это несложная салонная комедия. Автор играет в ней престарелого официанта, страдающего морской болезнью.

Послевоенные и последние фильмы Ч.Чаплина ("Мосье Верду" -1947г, "Огни рампы" -1952 г., 'Король в Нью-Йорке" - 1957r. и "Графиня из Гонконга" - 1967г.) оказались довольно посредственными. В звуковом кино Чарли Ч. найти себя так и не сумел.

Постепенно Ч. Чаплин как-то заметно слабеет. Иногда еще в прессе появляются статьи о его новых грандиозных замыслах, но все планы так и остаются не претворенными.

В 1971 г. на Канском фестивале ему вручают внеконкурсный приз за творческий вклад в кинематограф.

В 1972 г. в Венеции ему вручают «Золотого льва»; в этом же году он удостаивается награды «Оскар» от американской киноакадемии «за вклад» в искусство.

В1973 г. «Оскар» получает его фильм «Огни рампы».

В 1974 г. Ч. Чаплин издает книгу «Моя жизнь в кино».

В 1975 г. королева Великобритании возводит его в почетное звание рыцаря.

Скончался Ч.Чаплин рождественской ночью, 22.12.1977 г. Похоронен Ч. Чаплин на кладбище англиканской христианской церкви в Веве.

Много лет спустя, известный режиссер Федерико Феллини сравнит (в определенном смысле, конечно) Ч. Чаплина с Адамом, ибо от него ведут свою родословную все современные режиссеры.

Полная версия