Шесть главных фильмов в карьере Эдварда Нортона
Судьба американского лицедея Эдварда Нортона много раз могла увести его в сторону от актёрской профессии.
Он родился в семье юриста и учительницы английского. Дед, владелец финансовой компании, готовил ему большое будущее в бизнесе. И Нортон после окончания университета, действительно, несколько лет проработал в филиале фирмы деда в Японии. Жизнь складывалась как нельзя лучше, но задолго до этого момента, в детстве случилось, казалось бы, незначительное, но исключительно важное событие — Нортон увидел в спектакле самодеятельного театра свою няню. С тех пор в мальчишке зажглась мечта и не угасала долгие годы. И вот однажды успешный 25-летний молодой человек перебрался из Осаки в Лос-Анджелес и сменил профессию финансиста на официанта (роли в кино пришли далеко не сразу).
«Первобытный страх» (1996)
Нортон посещал десятки прослушиваний и получал отказ. Однако в 1996 году на горизонте появилась роль, которую нельзя было упустить, - герой с раздвоением личности. Аарон Стемплер — безобидный парень — пел в церковном хоре. Одна из его половин, вероятно, совершила убийство, вторая же — об этом не подозревала. Ангел и демон уживались в одном теле. Нортон заполучил роль, к тому же наделил персонажа ещё одной чертой — заиканием. Защищать Аарона в суде взялся известный адвокат Мартин Вейл (Ричард Гир). На съёмках совместных сцен Гир и Нортон частенько импровизировали и молодой Эдвард нисколько не пасовал перед маститым Ричардом. Дебют начинающего актёра в кино был восторженно встречен зрителями, критиками и киноакадемиками: за первую же роль Нортон получил номинацию на премию Оскар.
«Американская история Х» (1998)
Следующей рубежной лентой в карьере Эдварда Нортона стала «Американская история Х». Повествование на актуальные сегодня темы расизма и неонацизма. Под влиянием ряда жизненных обстоятельств Дерек Виньярд примыкает к банде скинхедов, впитывает их идеи, в результате чего убивает чернокожего. Тюрьма поменяет убеждения героя и заставит изменить жизнь, однако зло, которое он однажды совершил, продолжит следовать за ним... За роль Нортон получил вторую номинацию на премию Оскар.
«Бойцовский клуб» (1999)
Лента Дэвида Финчера по одноимённому роману Чака Паланика «Бойцовский клуб» провалилась в прокате. Едва в кинотеатрах состоялась премьера, фильм фактически запретили. Надзорные органы увидели в ленте призывы к насилию. Это история об офисном работнике (Эдвард Нортон), который так страдал от бессонницы и рутины, что решил основать «Бойцовский клуб», со временем превратившийся в мощное движение за переустройство общества. Многослойное злободневное повествование о поколении мужчин, воспитанных женщинами. Фильм всё равно добрался до зрителя на кассетах и стал культовым. А в 2019 году, в год 20-летия, «Бойцовский клуб» вышел в прокат в 50 российских кинотеатрах.
«Невероятный Халк» (2008)
Ещё когда Нортон подростком играл в школьном театре, он запросто мог поставить учителя в тупик вопросом: «Какова моя сверхзадача в этой роли?» Перфекционист, пытающийся всё контролировать, со своим взглядом на искусство и жёсткой, бескомпромиссной позицией по многим вопросам, Эдвард очень быстро завоевал в Голливуде репутацию самого «неудобного» актёра. Ситуация достигла пика, когда во время съёмок в фильме «Невероятный Халк», столкнулись интересы Нортона и крупнейшей влиятельной киностудии Marvel. Актёр ожидал, что перезапуск «Халка» станет мрачной философской лентой с многообещающим продолжением и эволюцией главного героя, и почувствовал себя обманутым. Marvel же отмечали, что Нортону не хватает корпоративности и духа сотрудничества, актёр просил повышения гонорара и постоянно рвался вносить правки в сценарий. В итоге стороны расстались, страшно недовольные друг другом, а супергероя в продолжении сыграл Марк Руффало.
«Бёрдмен» (2014)
Но не было бы счастья... эта история вдохновила Алехандро Гонсалеса Иньярриту вписать в сценарий своего нового фильма «Бёрдмэн» роль, почти автобиографическую для Нортона: актёр-перфекционист Майк Шайнер максимально полно погружается во внутренний мир персонажей, которых играет, работает по методу Станиславского. Невероятно требовательный к себе, он не даёт покоя и коллегам. Так герой второго плана становится главным раздражителем и двигателем сюжета. За роль Эдвард Нортон получил третью номинацию на «Оскар» и множество восторженных отзывов критиков.
«Сиротский Бруклин» (2019)
Пока что главная веха в творчестве Нортона, его детище, вторая режиссёрская и сценарная работа — экранизация романа Джонатана Летэма «Сиротский Бруклин». Главный герой сирота Лайонел Эссрог страдает синдромом Туретта: неконтролируемо выкрикивает случайные, подчас нецензурные слова. Из-за этой особенности в обществе он считается чудиком, изгоем. Лайонелу в одиночку предстоит разобраться в причине смерти наставника, но ещё сложнее Эссрогу будет разгадать самого себя. После многолетнего перерыва в съёмках, конфликтов и разочарований, Нортон наконец-то нашёл способ сыграть достойного его актёрского таланта персонажа, - написал его сам.
Продолжая числиться среди злодеев Голливуда, испортив репутацию и лишившись поддержки большинства влиятельных людей в киноиндустрии, Эдвард Нортон несмотря ни на что продолжает быть любимцем кинокритиков и зрителей.